
Не посоветую новый советский фильм с густо-пафосным названием "Благословите женщину" убежденным малолеткам, но остальным, "кому за тридцать" или кто по хорошему воспитанию просто в курсе, откуда взялся -- от каких таких бабушек, дедушек и прадедушек -- этот советский фильм вовсе не возбраняется. Немодный, но нисколечко не противный...
Не посоветую новый советский фильм с густо-пафосным названием "Благословите женщину" убежденным малолеткам, но остальным, "кому за тридцать" или кто по хорошему воспитанию просто в курсе, откуда взялся – от каких таких бабушек, дедушек и прадедушек – этот советский фильм вовсе не возбраняется. Немодный, но нисколечко не противный.
Чистая мелодрама, махрово-дешущипательная, но не на пустом месте с высосанными из пальца "леди-бомжами" и "леди-боссами", а с настоящим козырем в виде узнаваемого родного исторического контекста.
Кино просто прилично снято (оператор Ломер Ахвледиани, художник Валентин Гидулянов, художник по костюмам Регина Хомская). Оно как бы учитывает опыт прошлых родных шедевров "про те времена", выданных ленинградской школой ("Мой друг Иван Лапшин", "Порох", "Торпедоносцы"), но адаптирует этот опыт для широких народных масс. В шедевре, конечно, было бы немыслимо покорное следование хронологии как единственному сюжету или взгляд ночью с высоты на родной освещенный завод в романтической сцене, прямо как из "Урока жизни". Но в целом туфельки, платьица, военная форма с лычками вместо погон, новооткрытое московское метро 1935 года, палаточный гарнизон, коврики и накидки и даже, кажется, примус (или керогаз), про который как раз и помнят такие, как Говорухин – это все не обычное наше наглое очковтирательство, а добротные, не оскорбляющие вкуса следы эпохи, найденные вполне со знанием дела. Когда в особо драматических моментах идут тонированные кадры и "зтм", наивность вписывается не только в законы мелодрамы, но и в стиль старого кино. Получается стилизация.
Фильм далеко не так интеллигентен, во многом его смысл противоположен, однако, с другой стороны, сегодня те споры о Тухачевском, о которых И.Грекова в тексте не могла и мечтать, не только легальны, но и вышли из моды. Фильм решает иную, просветительскую задачу, и на своем уровне она сегодня весьма положительна, если не является демагогией. Фильм Говорухина не является демагогией. Вся его нововведенная по сравнению с первоисточником историческая "интерпретация" – честная- благородная, безобидная форма грустной сказки со счастливым концом, горько-сладкой грезы о любви. В жесткие времена мужья были жесткие, в мягкие стали мягкими, но они были мужчинами, и у них были женщины. Это выведено, как положено – многофигурно, с подробностями, на наглядных примерах. Этакая Ассоль в 35-м году всерьез и надолго стала полковничьей женой. Рядом кто-то рождался и умирал, шли людоедские репрессии, бездарные войны, послевоенный гной, а она ждала счастья, пока все-таки не дождалась.
Просветительская задача положительна потому, что даже по исполнителям видно, как прочно забыто и как не воспитано нынче многое, без чего невозможен даже профессионализм. Хуже всех играют свои роли молодые актрисы. Светлана Ходченкова (Вера) и Ольга Березкина (Маша) просто беспомощны всякий раз, когда надо на что-то самостоятельно реагировать. Ну, не знают молоденькие, что значит "самостоятельно", и сразу в слезы или мелодекламацию. Но спасибо им и на том, что внешностью выигрывают. У Ходченковой красивые глаза. Зато те, кто давно умеет играть, делают это правильно. Можно было б сказать, что "все спасает бенефис Инны Чуриковой" – а нет, у нее просто роль такая бенефисная (под Раневскую). Она играет не лучше, чем Балуев, Михайлов, Купченко и лично Говорухин – свой характер, предельно в жанре. У всех взрослых на экране сложились выраженные характеры, они это умеют, мы от этого отвыкли.
А так – какие бы комплексы ни сработали, если они не скрыты, не подменены и не перевраны, кино может получиться, как и произошло с "Благословите женщину".