Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Так плохо, что хорошо: 7 ужасных фильмов, которые стали классикой

В этот день в 1959 году в широкий американский прокат вышел «План 9 из открытого космоса» — очередная работа гения плохого кино Эда Вуда, сначала уничтоженная критиками и зрителями, но после ставшая ироничной классикой XX века. Вспоминаем другие фильмы, которым было суждено пройти путь от ненависти до любви. Какие-то картины из этого списка в своё время просто не поняли, а какие-то были настолько очаровательно плохими, что оказалось сложно предать их забвению.

Добавить в закладки
Так плохо, что хорошо

План 9 из открытого космоса

Майла Нурми в роли Вампиры на кадре из фильма «План 9 из открытого космоса»

Начинать такие списки нужно, как водится, с именинников. Разумеется, «План 9» — не единственный фильм Эда Вуда, который можно назвать классикой плохого кино: с таким же успехом мы бы могли рассказать о «Глене и Гленде» или «Невесте монстра». С другой стороны, именно «Плану» было суждено стать настоящим предметом культа — не просто же так самым ярким моментом в байопике Тима Бёртона о режиссёре становятся съёмки «Открытого космоса», а документальных фильмов о нём снято больше, чем о прочих работах мастера. Понять такую любовь публики не то чтобы сложно: «План 9» — это дистиллированная научная фантастика, помноженная на неповторимую авторскую шизофрению и мизерные бюджеты.

Деньги на фильм предоставили баптисты, так что съёмочной группе пришлось проходить крещение прямо на съёмках. Летающие тарелки, парящие над Голливудом, сделали из игрушечных моделек из детского магазина. А Белла Лугоши умер до окончания фильма, так что в «Плане 9» можно увидеть его архивные кадры в образе Дракулы. Описывать все безумства на площадке сложно — для этого есть опять же отличный байопик Бёртона, — но удивительным образом эта странная история о связи «фабрики грёз» и инопланетных захватчиков оказывается не только глупой малобюджетной поделкой, но и вполне себе забавным политическим комментарием.

Комната

Томми Вайсо в роли Джонни на кадре из фильма «Комната»

Если бы не сегодняшний именинник, «Комната» бы, бесспорно, была на первом месте этого странного списка. Она, в общем-то, его амбассадор, титульное лицо — называйте как хотите. Дебют Томми Вайсо в режиссуре оказался настолько несуразным и глупым, что зрители сразу подхватили безумные авторские фишки и возвели вокруг них культ. Теперь на ретроспективных показах (причём даже в России) публика почти дословно цитирует весь фильм, бросает ложки в экран и играет с футбольным мячом прямо во время сеанса. «Комната» немыслима без этого кинотеатрального перформанса, без единения самых разных людей в зале — и уже это делает её уникальной картиной.

Хотя, понятное дело, вы можете устроить себе просмотр классики и дома: главное, выучите коронные OH HI MARK и I DID NOT HIT HER, запаситесь ложками и не забудьте о том, что каждую минуту вас могут поджидать ужасные постельные сцены. Истории о расставании, измене, смерти и одиночестве никогда не были такими смешными — если Вайсо и сделал революцию, так это революцию в плохом кино. Переплюнуть его будет очень трудно.

Шоугелз

Элизабет Беркли в роли Номи на кадре из фильма «Шоугерлз»

Один из тех случаев, когда и зрители, и критики спустя время признают свои ошибки. После выхода «Шоугёлз» номинировался на «Малины» и вообще считался многими худшим фильмом эпохи, но сейчас происходит медленная, мучительная, однако всё же реабилитация классики Пауля Верхувена. Ругали кино за гипертрофированную игру, за пошлость, бурлеск, грубую социальную критику — короче говоря, за катастрофическую неестественность. Казалось бы, голландский провокатор всегда славился тем, насколько тонко он умеет ходить по грани между низким и высоким, табуированным и понятным самой широкой публике. Проблема в том, что в «Шоугёлз» эта грань оказалась едва ощутимой: превратив своё кино в фарс, очевиднейшую пародию на индустрию, Верхувен тем самым и разоблачил нравы эпохи. Полная мимикрия как способ высмеивания, сексуализация на экране — как её самая внушительная критика. Нам всем ещё предстоит вернуть этой картине заслуженную славу, так что пересмотреть её лишним не будет. Поверьте, она лучше, чем казалась.

Птицекалипсис: Шок и Трепет

Алан Баг в роли Рода на кадре из фильма «Птицекалипсис: шок и трепет»

Если «Шоугёлз» можно (и нужно!) оправдывать, то «Птицекалипсису» все эти оговорки не к лицу. Это просто. Парадоксально. Плохое. Кино. Причём оно легко бы могло выбиться в разряд неприметных посредственных b-movies, каких на торрент-трекерах валяется с тысячу, но есть одно «но»: графика птиц-убийц здесь настолько ужасная, что она становится гениальной. В эпоху, когда CGI уже смог заменять многие практические эффекты, «Птицекалипсис» стал феноменом: он показал, насколько цифровой век ещё несовершенен. В уродливых крылатых врагах из фильма вьетнамца Джеймса Нгуена кроется главная проблема кинопроизводства XXI столетия, и это, в общем-то, уже делает его таким особенным. С другой стороны, забудем об этих размышлениях — после «Птицекалипсиса» вышла только одна лента, которую все единогласно называют худшей в XXI веке (о ней мы ещё поговорим), так что не теряйте возможности и включите классику плохого кино.

Тролль 2

Кадр из фильма «Тролль 2»

Ещё одно плохое кино, не нуждающееся в оправдании. Гоблины-людоеды, превращающие людей в растения, — что может быть хуже, безумнее и одиознее? Вместе с «Малышами из мусорного бака» это, пожалуй, самая мерзкая классика плохого кино. Из-за низких бюджетов все сцены убийств выглядят по-своему неприятно, пугающе нереалистично. С другой стороны, здесь не стоит разбираться, что сделано хуже, а что лучше, — в «Тролле 2» ужасно всё без исключения. Апогеем, кстати, становится та самая сцена-мем: один из героев, осознав, что его скоро тоже убьют, несколько секунд кричит Oh my god, а камера делает смешной наезд на его лицо. Тут слилось воедино всё: и мерзкие тролли, и выдающаяся актёрская игра, и, понятное дело, уровень постановки. Идеальный кандидат для уморительного совместного просмотра с друзьями.

Зеленый слоник

Сергей Пахомов в роли Поехавшего на кадре из фильма «Зеленый слоник»

Тут ситуация куда сложнее. «Слоник» не то чтобы считается плохим фильмом — он скорее стал фильмом-мемом. Картиной, воспринимаемой зрителями через призму интернет-приколов, а потому получившей предосудительное отношение публики. «Зелёный слоник» у большинства ассоциируется с разговорами о сексе, тарелкой с калом, которую Пахом приносит своему братишке, и эстетикой тошнотворной камеры на гауптвахте. Сама же режиссёрка Баскова не раз заявляла, что «Слоник» вызван рефлексией на тему Чеченской войны и вообще обладает мощным антимилитаристским пафосом. Удивительным образом выдающаяся андеграундная работа стала народным достоянием — сеансов, как с «Комнатой», ей по понятным причинам не достанется, но вот в интернет-среде старые пользователи всё ещё помнят о «Трёх семёрках» и количестве истребителей у японской армии. Классика, не иначе.

Муви 43

Эмма Стоун в роли Вероники на кадре из фильма «Муви 43»

Единственный фильм из этого списка, которому только грозит судьба стать классикой плохого кино. Дело даже не в том, что «Муви 43» одиозен — напротив, с этим у него всё в порядке. Да и можно ли вообще ставить под сомнение картину, где есть копрофилия, Хью Джекман с тестикулами на подбородке и куча других малоприятных деталей? За счёт них, в общем-то, «Муви 43» и может стать культовым — он очень бескомпромиссный, грубый, полный всяких причудливых фраз, которые можно цитировать, и нагло бросает вызов общественному вкусу. Проверить эту теорию мы, впрочем, можем только через время — возможно, причудливый голливудский альманах тоже будут показывать в рамках ретроспектив, а зрители сделают из сюжетов и героев предмет культа.

 

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?