История о пропаже ребенка в декорациях мрачного Нью-Йорка.
Анонсированный еще в начале 20-х годов сериал «Эрик» стал одним из самых ожидаемых долгостроев Netflix. Во-первых, главную роль в шоу сыграл Бенедикт Камбербэтч — актер, широко известный по большим телевизионным ролям («Шерлок», «Патрик Мелроуз»), а потом уже по блокбастерам Marvel («Доктор Стрэндж», «Мстители»). Во-вторых, сценарий от авторки «Стыда» и «Железной леди» Эби Морган вобрал образцово-кинематографические тренды последних лет: ретро-стилизацию и жанр тру-крайм (сюжет частично вдохновлен реальной историей исчезновения шестилетнего Итана Папца). В-третьих, постановщица всех эпизодов «Эрика» Люси Форбс успела зарекомендовать себя пронзительной драмой о быте британского роддома «Будет больно» и подростковым хитом «Конец ****ного мира». В общем, ожидания, как это часто бывает, были чрезмерно завышены задолго до релиза, однако не все из них оказались по-настоящему оправданны.
Главный герой «Эрика» — кукловод и автор популярной детской передачи «Здравствуй, солнышко» Винсент Андерсон (Бенедикт Камбербэтч) — тяжело переживает пропажу девятилетнего сына Эдгара (Иван Моррис Хоу): несколько дней назад мальчик, как обычно, пошел в школу, но так и не вернулся домой. В попытке убежать от давящего чувства вины Винсент погружается в мир алкоголя и запрещенных веществ. Однажды вечером, заснув в комнате сына, герой находит рисунок лохматого чудовища Эрика, которого Эдгар придумал специально для нового выпуска его шоу. Винсент убеждает себя в том, что если сын увидит Эрика по телевизору, то он обязательно вернется домой. И все бы ничего, только в какой-то момент Эрик начинает общаться с Винсентом — не самым приятным тоном. Большой косолапый монстр преследует обуреваемого муками совести кукловода, лишая его последних остатков рассудка. Примерно так сюжет «Эрика» продвигали на этапе трейлеров.
На деле же сериал существенно выходит за пределы частной истории исчезновения ребенка. Сценарий, основанный на юношеских воспоминаниях Морган о «неспокойных» 80-х, охватывает жизни сразу нескольких персонажей — несколько личных трагедий, так или иначе связанных с расовой, сексуальной или классовой дискриминацией. Главным героем «Эрика», вопреки официальному синопсису, хочется назвать не Винсента, который большую часть сериала бродит по кадру в неадекватном состоянии, а сотрудника полиции Майкла Ледруа (МакКинли Белчер III), расследующего дело о пропаже Эдгара, — копа, чей образ жизни и мысли плохо вписываются в социальную систему Нью-Йорка конца прошлого века. И пока Винсент борется с вымышленным чудовищем, в образе которого легко угадывается метафора «холодного» отца, Майкл противостоит чудовищам реальным — педофилам и убийцам, расистам и коррумпированным начальникам, — а иногда и вовсе самой смерти. Морган противопоставляет нарциссического гения Винсента, собственноручно разрушившего жизнь своей семьи, типичному аутсайдеру Майклу — вынужденной жертве своего времени, но выводит довольно оценочное сравнение, то и дело прибегая к черно-белому видению.
Такой же контрастный подход прослеживается и в изображении эпохи: 80-е были сумбурным, противоречивым и однозначно кризисным периодом, но запомнилось десятилетие не только высокой преступностью, расовыми предубеждениями и эпидемией СПИДа — о чем «Эрик» планомерно забывает. Хочется поставить в пример осмысления прошлого сериал Рассела Т. Дэвиса «Это грех», который умудрялся найти светлое пятно даже на самой мрачной странице истории Великобритании, деликатно выдерживая баланс между романтикой и трагедией.
Будучи верной концепции eat the rich, Морган проводит параллели между привилегированной «верхушкой» и низшими социальными слоями населения Нью-Йорка, используя историю Эдгара как точку пересечения первых и вторых, но делает это как-то слишком натянуто, то и дело скатываясь в декоративную сказку о «плохих» и «хороших». Среди бесчисленного набора персонажей, каждый из которых белыми нитками связан с историей Эдгара, сюрреалистический дуэт вечно пьяного Винсента и косматого Эрика как-то уж совсем бледнеет и теряется — а ведь именно эта парочка должна была стать главной «фишкой» шоу, по крайней мере по заверениям трейлеров. Долгожданный бенефис Камбербэтча, которому в преддверии релиза прочили очередную номинацию на премию «Эмми», по всей видимости, так и не состоялся. С другой стороны, у «Эрика» есть множество других рупоров в борьбе за номинацию главной телевизионной премии — в конце концов темы в сериале подняты как никогда злободневные.