Неплохую задумку приключенческого фильма для детей портит непродуманная загадка, насильно насаждаемая любовь к цирку и очень слабый набор второстепенных персонажей
Много столетий назад защищающий свою крепость от разорения Белый Рыцарь вынужден был спрятать главную реликвию своего рода – украшенную драгоценностями перчатку. Прошли годы, о рыцаре остались лишь легенды, а тайное место давно забыто. Не опустили руки только кладоискатели – любопытный Гоша расследует ограбление краеведческого музея, при котором пропал старинный медальон. Мальчик узнает, что именно это старинное украшение указывает место, где скрыт клад, но найти похищенный артефакт не так-то просто – в городке слишком много приезжих. Вместе со своей новой подругой Катей Гоша отправляется на поиски сокровищ и сталкивается с неожиданным противостоянием зловещих артистов бродячего цирка.
Как ни течет время, как ни меняются технологии и интересы, дети в большинстве своем воспитываются пока примерно на тех же историях и приключениях, что и десять-двадцать-пятьдесят лет назад. Пираты, сокровища, клады, поиски никуда не исчезли, просто чуть сменили окраску – Пятнадцатилетнего капитана заменил Джек Воробей, вместо детей капитана Гранта тайну своих родителей раскрывает Гарри Поттер, а «Остров сокровищ» получил столько новых воплощений, что хватит на пять поколений вперед. Дети любят приключения, и не поддерживать эту страсть нельзя – посчитали авторы фильма «Клад». Давайте же посмотрим, что у них получилось.
На первый взгляд картина Ирины Волковой очень похожа на классические советские фильмы вроде «Приключений Петрова и Васечкина»: есть весьма условная тайна, есть карикатурные кривляющиеся злодеи, есть героические дети, которые лезут в пекло вперед полиции и родителей. Все как в старые добрые времена. Все, да не все. Но чтобы понять проблемы «Клада», его стоит разделить на понятные даже малышам стороны – на Добро и Зло.
Зло, как и положено, в фильме долгое время прячется, дети делают много ошибок, принимая за злодея-кладоискателя то одного персонажа, то другого. При этом сюжет крутится вокруг бродячего цирка, наполненного странными людьми, зловещими клоунами и угрюмыми силачами. Несколько странный контраст: с одной стороны, Гоша мечтает стать дрессировщиком и делает несколько попыток стать частью труппы, с другой – за кулисами творятся мрачные вещи, добрые клоуны становятся злодеями, а вампиры грозят убийствами. Цирк вообще кажется не самым лучшим местом для детей, со своими жуткими клоунами, жестоким отношением к животным и бесконечной фальшью, и хотя авторы «Клада» в финале свой выбор обозначили, для зрителя вовсе не очевидна красота и польза цирка.
Добро в фильме тоже весьма расплывчато. Мало того что дети в «Кладе» откровенно не слушают родителей, они вполне очевидно врут, что никак не помогает сделать Гошу и Катю симпатичными. Разумеется, вся ложь и обман положены в основание благого дела спасения угнетенных и поиска старинной реликвии, но так можно далеко зайти – сегодня ты соврал, чтобы найти клад, а завтра за него же человека убил? С моралью у фильма явно серьезные проблемы, в советском кино так обычно старались не подставляться.
На фоне этого спорного противостояния очень условного Зла и не всегда идеального Добра многое теряет отчетливые очертания. Второстепенные персонажи превращаются в безликие картонные фигуры, тайна клада оказывается банальной и совершенно неправдоподобной, да и сама старинная безделушка, кажется, никому особенно не нужна, значение ее никак не указано. Расплывчатая структура не позволяет сконцентрироваться на смыслах, и потому герои «Клада» не получились столь воодушевляющими и ведущими за собой, как герои классики. К тому же актерам Руслану Щедрину и Ефросинии Кушнир, сыгравшим Гошу и Катю, катастрофически не хватает взаимной симпатии, их тандем банально не работает.
Но нельзя сказать, что «Клад» не получился совсем. Он не получился цельным, монолитным, нацеленным на какую-то идею, но фильм вполне смотрибелен, и с ребенком его посмотреть совсем не стыдно. Да, сюжет скачет то к местным хулиганам, то к проданному цирковому медведю, то к похищенному профессору – сюжетные линии возникают из ниоткуда и исчезают в никуда, – но смысл этих метаний понятен, детей нужно увлечь, зрителя требуется постоянно удивлять. Получилось не слишком удачно, хотя Евгений Стычкин старается, Выборг прекрасен, а собачка в кадре – это всегда «плюс сто в карму». Но большим кино этот набор не стал. Получится в следующий раз, новое поколение зрителей не за горами.
С 27 октября в кино.