Черная комедия с претензиями на деле получилась беззубой и затянутой, новеллы откровенно скучны, динамика постоянно ломается, а режиссерская рассеянность не позволяет погрузиться в атмосферу
Симпатичная маленькая такса не задерживается надолго у одних хозяев, судьба готовит ей один переезд за другим. Вместе с новыми местами собака узнает и новых людей, но не все они оказываются к ней доброжелательны. Сначала таксу едва не отправляют усыпить, после того как она побаловалась со своим маленьким хозяином, затем собаку похищают и увозят в другой штат во время любовного рандеву, следующий хозяин попытался использовать пса в качестве ходячей бомбы, а последняя хозяйка и вовсе упустила животное из виду, пока увлеченно оглядывалась в свое прошлое. Четыре истории, четыре судьбы, четыре периода жизни, четыре эмоции глазами одной собаки.
Маститые киноведы и поклонники «серьезного» кино постепенно внушили зрителям попроще, что кинофестиваль «Сандэнс» – это кладезь того авторского кино, которое не просто является зрелищем, а идет в авангарде и кинематографической мысли, и общественных настроений. Однозначно отвергать такой посыл не станем, но отметим, что и среди «сандэнсовских» картин «мусора» хватает, да и середнячков там много больше, чем откровенных шедевров. Лента Тодда Солондза «Такса» – как раз такой середняк, который при всем старании дальше длины поводка не вырывается.
Даже замысел ленты выглядит весьма сомнительно: альманах из четырех драмеди-историй, связанных лишь собакой. Не скажешь, что это многое обещает, но внутри все оказывается еще хуже. Во-первых, собака здесь совершенно не нужна, она призвана лишь скрасить унылые однотонные кадры Солондза. Во-вторых, все четыре сюжета не стоят даже короткометражного фильма – их либо стоило развернуть в более глубокое повествование, либо не следовало трогать вообще. Любая из четырех представленных новелл – словно вырванная из чьего-то дневника страница, повествование без начала и конца, без смысла, а часто и без души. Наконец, крест на картине ставит полный промах с жанром, «Такса» – не комедия и не драма, а всего лишь потерянные полтора часа жизни, не оставляющие в голове ровным счетом ничего.
Разумеется, включив режим «критика», в «Таксе» можно наковырять какую-никакую концепцию – автор вроде как передвигается от детства и молодости через зрелость к старости, он затрагивает вопросы искренности в разговоре с ребенком, выворачивает наизнанку ложь, смеется над кризисом писателя и демонстрирует фиктивность независимости юности. Но все это огромная натяжка, тем более бесполезная оттого, что улетучивается послевкусие «Таксы», как только начинаются финальные титры.
И пусть вас не обманывают заявленные на постере яркие актеры – большинство из них откровенно отбывает в кадре повинность. Действительно стоящей актерской работой в фильме можно назвать только монолог Дэнни Де Вито, да и тот растянут настолько, что становится скучен уже на середине. В фильме вообще очень много длиннот – он искусственно увеличен как минимум на треть затянутыми кадрами, музыкальным номером, а то и просто ничем не обоснованными паузами. Такими, от которых больше устаешь, чем от просмотра.
Впрочем, ругать актеров в таких проектах – последнее дело. Вся вина тут, конечно, лежит на постановщике. Тодд Солондз всегда сценаристом был куда более удачливым, чем режиссером, но в «Таксе» ему и писательское чутье отказало. Пытаясь одновременно быть похожим на Уэса Андерсона, Джейсона Райтмана и Ноа Баумбака, он теряет смыслы и направления, умение в этом фильме явно не поспевает за желанием продемонстрировать какое-то накопленное мастерство. Но получается лишь наскучить зрителю.
Не станем отговаривать смотреть картину, но и горячих наших рекомендаций «Такса» не заслуживает. Незамысловатый, крайне неровный настроением, путано-невнятный фильм, от которого в памяти остается лишь несколько последних кадров, за которые автор заслуженно получил волну свиста и буканья на премьерном показе. Если все велось к чучелу, то путь можно было выбрать более изобретательный, чем мучение актеров, собаки и зрителей.
С 22 сентября в кино.