25 ноября в России прошла премьера фильма «Прошлой ночью в Сохо» — обласканного критиками синефильского опуса Эдгара Райта с Томасин МакКензи, Аней Тейлор-Джой и Мэттом Смитом в главных ролях.
По признанию самого режиссера в статье IndieWire, в основу его новой картины легла классика кинематографа 60-х годов, в том числе хорроры, психологические триллеры и итальянские джалло. Рассказываем об основных источниках вдохновения по порядку.
Адаптация одноименной пьесы Шелы Делани повествует о семнадцатилетней девушке Джо и ее безалаберной матери-алкоголичке Хелен. Пока находящаяся в пьяном угаре родительница пытается наладить личную жизнь, Джо начинает строить свою собственную — и, конечно же, попадает в неприятную историю. Картина Тони Ричардсона по праву считается классикой реализма «кухонной раковины», британского культурного движения, сосредоточенного, в частности, на проблемах рабочего класса и имеющего определенное социально-политическое влияние. «Вкус меда» отпечатался в истории как шокирующе прогрессивный фильм для своего времени, охватывающий темы гомосексуальности, подростковой беременности и межрасовых отношений.
«Восемнадцатилетняя Рита Ташингэм была незабываема в этой драме. Я пригласил ее в “Прошлой ночью в Сохо”, так как подумал, что она идеально подходит для роли бабушки Томасин. Это была моя привилегия — позвать ее в свой фильм», — отметил сам Эдгар Райт.
Как и «Прошлой ночью в Сохо», картина Джозефа Лоузи, основанная на повести Робина Моэма, была впервые показана в рамках Венецианского кинофестиваля, где удостоилась главного приза — «Золотого льва». В центре сюжета молодой парень по имени Хьюго, который получает работу слуги в доме богатого британца Тони и постепенно втирается в доверие ко всем его обитателям. «Слуга», который во многом сосредоточен на классовых различиях Великобритании 60-х годов, стал также основным источником вдохновения «Паразитов» — еще одного шедевра о войнах внутри общества, снятого корейским режиссером Поном Джун Хо.
По словам Райта, «“Слуга” — это темная жемчужина британского кино 60-х годов, в котором сошлись мастерство режиссера Джозефа Лоузи, сценариста Гарольда Пинтера, оператора Дугласа Слокомба, а также актеров Дирка Богарта и Джеймса Фокса. Он холодный как лед, идеально точный и потрясающе эффективный».
Еще одна классика социального реализма — «Бедняжка» прославленного британского режиссера Кена Лоуча — также стала источником вдохновения во время создания «Прошлой ночью в Сохо». Райт, в частности, был заинтересован в двух основных персонажах фильма — обаятельном преступнике Дэйве и восемнадцатилетней матери-одиночке Кэрол Уайт. «Бедняжка» затрагивает наиболее болезненные точки лондонского сообщества образца 60-х годов, привлекая внимание людей к проблемам алкоголизма, домашнего насилия и проституции.
«Я показал Мэтту Смиту, Ане Тейлор-Джой и Томасин МакКензи дебют Кена Лоуча по ряду причин. Для Смита это было знакомство с актерской работой Теренса Стэмпа, Дэйва, а для Тейлор-Джой и МакКензи — наблюдение за Кэрол Уайт». (Эдгар Райт)
«Шесть женщин для убийцы» (в англоязычном варианте «Кровь и черное кружево») итальянского режиссера Марио Бава стал одним из ярчайших представителей жанра джалло, сочетающим в себе глянцевый лоск модных журналов и живописные цветовые схемы, созданные благодаря технике Eastmancolor. Сюжет разворачивается вокруг манекенщицы по имени Николь, которая невольно привлекает внимание серийного убийцы, орудующего в городе. Используя личный дневник одной из прошлых жертв маньяка, Николь пытается уйти от своего преследователя.
«Буквально каждая сцена кровавой бойни выглядит так, будто была содрана со страниц модного журнала Vogue Italia. Фильм в свое время повлиял на таких мастеров, как Мартин Скорсезе, Педро Альмодовар, Дэвид Линч, и многих других». (Эдгар Райт)
Драматический триллер британского режиссера Брайана Форбса в свое время был удостоен десяти международных наград, а также номинации на премию «Оскар» в категории «лучшая женская роль» у Ким Стэнли. В центре сюжета находится психически неуравновешенная прорицательница по имени Майра. В отчаянном желании стать по-настоящему популярной и признанной в обществе Майра уговаривает своего супруга — неуверенного астматика Билли — похитить чужого младенца, чтобы она впоследствии «помогла» полиции раскрыть преступление и вернуть малыша его законным родителям. Конечно, ничем хорошим вся эта затея не заканчивается.
«Брайан Форбс заработал себе репутацию достаточно чопорного режиссера, но это тот самый случай, когда вы смотрите превосходный и зверски мрачный триллер о похищении ребенка». (Эдгар Райт)
Образ британской актрисы Джули Кристи из мелодрамы «Дорогая» режиссера Джона Шлезингера стал одним из многочисленных источников вдохновения для создания персонажа Сэнди, роль которой исполнила Аня Тейлор-Джой. Главная героиня картины — молодая актриса по имени Диана Скотт — никак не может выбрать между развивающейся карьерой в мире кино и уютной тихой жизнью с любимым человеком. В конце концов она бросается во все тяжкие и с головой уходит в безумный мир шоу- бизнеса, который сводит ее с новыми привлекательными мужчинами и заставляет забыть о старой любви.
«Жизнь Дайаны Скотт на первый взгляд кажется идеальной. Увы, статус главной звезды вечеринки ее не то чтобы устраивает. Эта сатира раскрывает тонкую как бумага реальность жизни девушки с обложки». (Эдгар Райт)
«Отвращение» Романа Полански по праву считается классикой психологических триллеров, раскрывающих границы и масштабы женского безумия — темы, которая в той или иной мере нашла свое отражение и в «Прошлой ночью в Сохо». Главную роль в «Отвращении» сыграла Катрин Денев. По сюжету ее героиня — интровертная и нерешительная девушка Кэрол — медленно сходит с ума в своей маленькой лондонской квартире.
«То, что этот фильм такой же бодрый и шокирующий, как и 55 лет назад, свидетельствует о его силе. Момент, когда приземленная лондонская квартира превращается в настоящую кроличью нору, полную галлюцинаций, просто невозможно забыть». (Эдгар Райт)
«Прошлой ночью в Сохо» был вдохновлен двумя фильмами 60-х годов, которые, увы, не пережили стадию финального монтажа. Первой такой картиной стал «Калейдоскоп» Альфреда Хичкока, а второй — «Ад» Анри-Жоржа Клузо. Его съемки так и не были завершены сразу по двум причинам: во-первых, исполнитель главной роли Серж Реджани покинул площадку из-за конфликта с режиссером, во-вторых, сам Клузо был госпитализирован с сердечным приступом прямо с рабочего места. В итоге от «Ада» остались только захватывающие галлюцинаторные кадры и роскошные тесты с участием Роми Шнайдер.
«Оператор Чон-хун Чон и я попытались обновить некоторые из используемых Клузо техник, адаптировав их к двадцать первому веку. Их можно заметить на протяжении всего фильма». (Эдгар Райт)