В октябре самому знаковому фильму Джорджа Ромеро – «Ночь живых мертвецов» – исполнилось 50 лет. Эта картина заслуженно считается классикой жанра хоррор и главным основоположником зомби-фильмов в мировом кинематографе
В октябре самому знаковому фильму Джорджа Ромеро – «Ночь живых мертвецов» – исполнилось 50 лет. Эта картина заслуженно считается классикой жанра хоррор и главным основоположником зомби-фильмов в мировом кинематографе.
Сегодня мы поговорим о том, как появилась «Ночь живых мертвецов» и чем вдохновлялся сам Ромеро при её создании.
Идея снять собственный фильм ужасов преследовала Джорджа Ромеро с тех пор, как ему исполнилось 20 лет. Тогда он учился в Университете Карнеги-Меллон вместе со своими друзьями и будущими коллегами по цеху – Джоном Руссо и Расселом Штайнером. Эта троица занималась съёмкой рекламы для ТВ, но всегда стремилась к чему-то большему. В конце концов друзья обратились в компанию Hardman Associates с идеей первого фильма.
Существует распространённое мнение о том, что «Ночь живых мертвецов» была снята по одноимённой книге Джона Руссо. На самом же деле книга появилась через шесть лет после выхода картины. Разработкой сценария занимались Джордж Ромеро и Джон Руссо. Сам режиссёр как-то признался, что вдохновлялся книгой «Я – легенда» Ричарда Мэтисона.
Однако перед своим финальным драфтом сценарий «Ночи живых мертвецов» успел пережить сразу несколько трансформаций. Изначально Руссо хотел написать молодёжную комедию про инопланетян, которые прибывают на Землю и знакомятся с группой подростков. Узнав, что денег у них не так много, Джон убавил свой пыл и начал писать историю про мальчика, который сбежал из родного дома и нашёл гору человеческих трупов. Линии зомби всё ещё не наблюдалось – в сценарии Руссо главными антагонистами выступали инопланетяне, чьё мнимое присутствие должно было быть скрыто до самых финальных титров в связи с отсутствием денег на спецэффекты. Представив свою идею Ромеро, он не встретил ответного энтузиазма. Глубоко задумчивый, режиссёр ушёл к себе в кабинет, а на следующий день вернулся, держа в руках «40 страниц отличного текста, вдохновлённых постапокалиптическим романом Мэтисона», как потом охарактеризует их Руссо. Каким-то чудесным образом Ромеро удалось связать основные концепции сценариста с идеями зомби-апокалипсиса. Остаётся только гадать, каким бы фильмом стала «Ночь живых мертвецов», если бы создатели не были так ограничены в своих действиях.
В конце 1967 года небольшая съёмочная группа во главе с Джорджем Ромеро прибыла в Эванс-Сити, штат Пенсильвания, имея при себе небольшой набор самого доступного и дешёвого реквизита, а также камеры 35 мм. Тогда ещё никто не подозревал, что скромная картина с бюджетом менее 100 тысяч долларов станет настоящим хитом.
Ограниченное финансирование вынудило Ромеро нанять на главные роли актёров из местных театров, для участия в массовке звали обычных прохожих. За один съёмочный день они получали доллар и футболку с надписью «Я снимался в фильме “Ночь живых мертвецов”». Кроме того, на одну из главных ролей позвали темнокожего Дуэйна Джонса, что выглядело неслыханной провокацией для американского кинематографа 60-х годов. Своё кастинговое решение Ромеро объяснил тем, что Джонс лучше других показал себя на пробах.
Маленький бюджет также вынудил режиссёра отказаться от планов снимать фильм в цвете. И, поскольку фильм был чёрно-белым, съёмочной команде не нужно было напрягаться из-за цвета бутафорской крови. Будущих жертв, как правило, поливали шоколадным сиропом «Боско». В сцене, где персонаж Киры Шон начинает есть труп своего отца, использовались остатки общего обеда.
Для грима живых мертвецов использовался воск из похоронного бюро и изрядное количество пудры. В итоге зомби больше напоминали сильно бледных людей, благо качество плёнки оставляло желать лучшего. В общем и целом съёмки «Ночи живых мертвецов» шли с июня по декабрь 1967 года.
Как ни странно, но в фильме, изменившем мировое представление о зомби (до этого термин долгое время ассоциировался с вуду), слово «зомби» не разу не употребляли. Ромеро предпочитал называть их «живыми мертвецами» или «пожирателями плоти». Изначальное название хоррора звучало как «Ночь пожирателей плоти». Однако вскоре Ромеро был вынужден его сменить – создатели «Ночи пожирателей плоти» 1964 года пригрозили подать на него в суд, если картина с таким же названием выйдет в прокат. Так и появилась «Ночь живых мертвецов».
Сменив название фильма, авторы забыли добавить строчку о правах в начальных или финальных титрах. Из-за этой глупой ошибки сразу после выхода на большие экраны «Ночь живых мертвецов» стала общественным достоянием. Создатели несколько раз пытались вернуть себе авторские права через суд, но каждый раз безуспешно.
И тем не менее этому дешёвому черно-белому фильму, снятому режиссёром-дебютантом, удалось возглавить мировой прокат. Только в домашнем прокате «Ночь живых мертвецов» собрала 12 миллионов долларов, вмиг сделав Джорджа Ромеро самым популярным человеком на планете.