Российский офис Universal можно поздравить – «Мумия» стартовала полумиллиардом рублей сборов в отечественных кинотеатрах, но, как любили раньше говорить советские международные обозреватели, нет улыбок на лицах простых американцев
Чтобы оценить перспективы, стоит здраво посмотреть на текущую диспозицию Universal в части проектов, объединенных франшизой Темная Вселенная. Пока свет увидел только один фильм данной серии – «Мумия». Все предыдущие проекты, как-то затрагивающие классических монстров в последние годы – «Дракула», «Я, Франкенштейн», «Виктор Франкенштейн» и прочие, – отринуты как неканонические. Зато объявлены сроки выхода следующего фильма из объединенной вселенной, в феврале 2019-го нас ждет премьера «Невесты Франкенштейна», постановку которой возглавит режиссер игровой «Красавицы и чудовища» Билл Кондон. Среди последующих проектов значатся «Человек-невидимка» (доктора Гриффина ангажирован сыграть Джонни Депп), «Франкенштейн» (Монстра предложено исполнить Хавьеру Бардему), «Чудовище из Черной лагуны», «Человек-волк», «Ван Хельсинг», «Дракула», «Призрак Оперы» и даже «Горбун из Нотр-Дама», однако здесь пока даже о претендентах на кресло постановщика говорить рано, не всем подобраны даже сценаристы. Работа, как видите, предстоит большая, но «Мумия» наверняка охладила пыл Алекса Куртцмана, являющегося главным вдохновителем нового кинематографического мира. Перед ним встали серьезные вопросы, ответы на которые еще только предстоит отыскать, дабы франшиза развивалась, а не сколлапсировала, затянув монстров в черную дыру бездарных сценариев и слабой режиссуры.
Итак, насколько впечатляюще выглядит стартовая позиция Universal? Кажется, все здорово. Большую часть монстров мы действительно не видели уже довольно давно, достаточно сказать, что Чудовище из Черной лагуны последний раз на экранах появлялось еще в 60-х, Горбун и вовсе жил в иной плоскости, скорее романтической, чем хоррорной, да и остальным героям зрители были бы рады. Тем более что позитивно выглядит и настрой студии – Universal планирует привлечь под свои знамена кроме уже означенных Бардема и Деппа Анджелину Джоли, Майкла Фасбендера и Шарлиз Терон. Но именно здесь мы сталкиваемся с первой проблемой, которая выпукло проявилась в «Мумии» и с которой что-то нужно будет делать в будущем, – звезды на самом деле Темной Вселенной только вредят.
Парадоксально, но для фильмов о монстрах большие актеры не нужны. Чудовища из фильмов не должны ассоциироваться с гламурным лицом с обложки журнала и светской фотосессии – наоборот, классические монстры 1930-х были «хороши» сами по себе, без оглядки на актера, который их играет. В «Мумии» же произошла странная коллизия, персонаж Тома Круза на экране получает больше времени, чем мертвая египетская принцесса. Как же так? Зритель пришел смотреть на мумию и ее злодейства, а получает очередной боевик с пусть и любимым, но необязательным в данном случае актером. Вдобавок сейчас выясняется, что Круз в проекте взял на себя слишком много, он и процесс создания сценария контролировал, и постановкой занимался, и монтаж держал в своих руках. Помогло это фильму? Не слишком. Скорее помешало. Может быть, София Бутелла и не лучшим образом справилась с образом египетского зомби, но ее во многом лишили шансов себя проявить, задвинув на второй план. В будущем хотелось бы, чтобы основную сюжетную нагрузку авторы возлагали все-таки на титульных персонажей, а не на второстепенных вспомогательных героев.
Для этого, разумеется, требуются особые усилия от сценаристов. «Мумия» показала, что пока авторы Темной Вселенной не готовы экспериментировать, пробовать оригинальные ходы, а предпочитают пользоваться двухходовыми шаблонами триллеров среднего уровня. Это несколько расстраивает – при том что сюжеты классических историй переносятся в современность, сценаристы не желают актуализироваться. Больше того, «Мумия» продемонстрировала неумение выбрать верный тон фильма – картина зависла между комедией, приключениями и софт-хоррором, но нигде не преуспела. Пара сомнительных шуток – маловато для разрядки напряжения, две пугающие бу-сцены – крохи для фильма о монстре, а все приключения укладываются в традиционные прыжки и беготню Круза; у всего этого нет общего знаменателя и четкого вектора. Увы, но сценарии сегодня – слабейшее место и в комикс-вселенных, и у «Форсажей», и тем паче у «Пиратов», на что-то действительно новаторское способны единицы, да и те «прячутся» в независимом кино.
Кстати, о независимом кино. Большим подспорьем Темной Вселенной могли бы стать режиссеры, которые либо работают вне системы больших студий, либо ярко дебютировали в последние годы. Возьмем, к примеру, Джордана Пила, автора нашумевшего хоррора «Прочь». Разве этот яркий постановщик не достоин шанса в крупном проекте, где как раз требуется сочетание юмора, ужасов и оригинального решения старого вопроса? А Дженнифер Кент, создательница «Бабадука», австралийского мистического триллера, достаточно глубокого, чтобы пронять даже самых циничных зрителей? В свое время Marvel пошла на риск, привлекла к созданию своих фильмов не слишком засвеченных братьев Руссо и не проиграла – им теперь доверяют самые крупнобюджетные проекты. DC и WB выдали бразды правления Пэтти Дженкинс, и «Чудо-женщина» стала лучшей лентой в линейке «Лига справедливости». Пока известно, что Universal на следующий релиз зафрахтовала Билла Кондона, которого новатором никак не назовешь, да и жанром этот постановщик, кажется, ошибся, но дадим Темной Вселенной возможность оступиться еще раз.
Да-да, еще одна ошибка Темной Вселенной не повредит и даже может пойти на пользу. Речь о том, что картины этой серии должны быть экономны, а потому вторая пощечина может охладить горячие головы. «Мумия», по некоторым сведениям, стоила студии 190 миллионов, еще половина от этой суммы ушла на маркетинг, и можно ответственно заявить – это слишком. Да, фильмы о монстрах и чудовищах требовательны к спецэффектам, но здесь не нужно перегибать: в «Мумии» львиную долю бюджета «съели» экшен-сцены с Томом Крузом, а сама египетская принцесса стоила не так много. Если идти по этому пути, то Темная Вселенная только выиграет – экономия часто заставляет решать возникающие проблемы своеобразно и творчески. Это не значит, что бюджеты нужно урезать на порядок, но держать себя в узде стоит – хороший хоррор не должен стоить как супергеройский блокбастер.
Впрочем, давайте подождем дальнейшего развития событий. Сегодня ясно, что сворачивать проект Темной Вселенной не стоит, он полон потенциально мощных историй и персонажей. Но коррекцию векторов развития стоит провести. В последующих лентах студии Universal стоит сделать ставку на новичков и жанровых мастеров, найти оригинальные сюжетные ходы и постараться дистанцироваться от капризных звезд, тянущих проекты на дно, и все тогда будет хорошо. Или наоборот – ужасно. В зависимости от того, что вы ждете от мрачной франшизы о монстрах, пугающих зрителей уже почти сотню лет.