Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

16 лучших кинобоев XXI века

Хорошо поставленный киношный бой может провозгласить гегемонию адреналина и заставить зрителя полностью раствориться в творящемся на экране действии

Добавить в закладки
Только хардкор!

ВНИМАНИЕ! В топе раскрываются некоторые сюжетные подробности обсуждаемых картин.

Убийственная серия Колина Ферта

Кадр из фильма "Kingsman: Секретная служба"

Агент секретной и до безобразия крутой службы Kingsman Гарри «Галахад» Харт прибывает в небольшую церковь, где попадает под влияние хитрого гаджета злодея Валентайна. Девайс излучает особые волны, вызывающие у людей приступы неконтролируемой агрессии и жажду убивать друг друга почем зря. Активация этих волн в упомянутой церкви приводит к кровавому хаосу – к нашей с вами вящей радости. Начинается все с лихого ган-фу, переходит в поножовщину и мутирует в эпическое побоище, в котором миряне пытаются истребить ближнего своего подручными предметами в кратчайшие сроки. За три с лишним минуты погибает 88 человек, половину из которых уничтожил лично Гарри с помощью пистолета, ножа, Библии, топора, турбозажигалки, гардины, портативной бомбы и собственных кулаков.

Красочность данной сцены заключается не только в количестве жертв в секунду, но и в том, как это снято. Лаоваи и гайджины (читай – не азиаты) редко могут изобразить что-то действительно мощное, когда дело доходит до драк и массовых побоищ. Ведь, как известно, все лучшее сделано в Гонконге. Однако сцена массового истребления нетренированных мужчин и женщин человеком с лицом Марка Дарси, да еще и под Lynyrd Skynyrd, да еще и с таким монтажом… В общем, лучше один раз увидеть!

Чхвэ Мин-Сик против 25 противников

Кадр из фильма "Олдбой"

Корейцы в принципе не умеют снимать в одном жанре. Это, конечно, обобщение, но если убрать за скобки комедии и айдоловые дорамы, то любой чосонский фильм – от боевика «Шири» до психологического слэшера «Осатаневшая» – обязательно проявит минимум два (а то и больше) жанровых течения, заточенных внутри единого хронометража. Ближе всего к воздержанию от широкого стилистического ассортимента был Пак Чхан-Ук в «Сочувствии господину Месть». А его культовый «Олдбой» в этом плане вполне типичен: тут вам и артхаус, и боевик, и классический корейский гипернатурализм.

Данную картину давно растащили на цитаты и порезали на эпизоды для киноэссе, но нас интересует одна-единственная сцена. О Дэ-Су выходит в коридор, заполненный вооруженными и явно враждебными мужиками из местной преступной ячейки. В течение следующих трех с половиной минут Дэ-Су противостоит 25 соперникам, выходя победителем не благодаря технике или невероятной силе, а благодаря хитрости и животному напору человека, которому уже нечего терять. А в это время камера скользит, не упуская ни одного движения протагониста, с гордостью демонстрируя отсутствие монтажных склеек. Все в стиле старых добрых битэмапов начала 90-х, только жестче, свирепее и с геометрической выверенностью.

Тони Джа и Джеки Ву против Макса Чжана

Кадр из фильма "S.P.L. Звезды судьбы 2"

Оригинальные «Звезды судьбы» представляли собой классический современный heroic bloodshed с именами Донни Йена и Саммо Хунга на афише. Сиквел эти имена растерял, зато приобрел тайского мастера Тони Джа и более сложные сцены битв.

В финальном поединке основательно помятые Джа и Ву противостоят Максу Чжану, обряженному в отутюженный костюм-тройку, и кучке миньонов. Приспешники достаточно быстро кончаются, но даже вдвоем одолеть Ко Хуна (персонаж Чжана) – задача, близкая к невыполнимой. Готовьтесь к тотальному веревочному кун-фу, муай таю, динамичным склейкам и модным переходам.

Как уже сказано выше, сиквел слегка превосходит своего предшественника по сложности боевки (хотя и уступает практически во всем остальном). В первом S.P.L. бои ставил лично Донни Йен, во второй же части на славу поработал Никки Ли, известный по экшен-сценам из «Мести» Джонни То и «Шаолиня» Бенни Чана. На выходе у Ли получился насыщенный и крайне динамичный поединок под музыку Вивальди.

Ико Ювайс против Мэдса Коудала и Лорана Бюсона

Кадр из фильма "Мерантау"

Валлиец Гарет Эванс полетел в Индонезию снимать документалку про силат, а в итоге стал делать боевики, которым было суждено задрать планку боевых сцен на недосягаемую даже для Гонконга высоту. В качестве затравки Эванс сочинил «Мерантау» – историю о юноше Юде, который по местной традиции выдвигается в путь, чтобы, преодолев тяготы и набравшись опыта, стать мужчиной. Юда собирался преподавать детишкам Джакарты силат, но вместо этого перешел дорогу американским бизнесменам, торгующим женщинами.

Эффектных сцен в картине до чертиков, но если уж выбирать одну, то это финальная разборка между Юдой и целым криминальным синдикатом. Сначала персонаж Уайса ликвидирует пушечное мясо в количестве пары десятков голов, а затем принимается за янки. Постановка боев чемпиона по силату Яяна Рухьяна уверенно оттягивает челюсть в район коленок: повсюду хруст костей ног и рук, тела поверженных соперников летают во все стороны, острые предметы протыкают тела, кровь, пот, крики – и все это бурлящее действо пронизывает напряжение. Ведь Юда – не супермен, а экшен подается так, что каждую минуту ждешь, что героя отправят в Джаннат. По частям.

Одного лишь «Мерантау» достаточно, чтобы заставить американских собратьев по жанру отжиматься, но то еще цветочки. Ягодки от Эванса пойдут к концу топа.

Филип Нг против всех

Кадр из фильма "Однажды в Шанхае"

Несмотря на впечатляющее количество зубодробительного экшена, «Однажды в Шанхае» – кино достаточно многогранное. Тут вам и история дружбы босяка Ма Юна с «правильным» гангстером Ци Луном, и мотив семьи, и традиционно важные для Поднебесной патриотические сентенции (тем более что это копродукция капиталистического Гонконга и социалистического Китая), и нуаровый антураж… Но для нас первоочередными являются схватки.

Главное противостояние картины, как водится, разворачивается в финале: ведомый праведным гневом Ма Юн отчаянно сражается с ордами врагов, присягнувших на верность японским оккупантам. Эпохальная 10-минутная битва разбита на несколько эпизодов, от которых не оторвать глаз (буквально): имя Юэня Ву-Пина известно во всем мире, но здесь хореография боев в очередной раз заставляет восхищенно цокать языком. Финальные штрихи вносит богатая кинематография с множественными крупными планами и слоумо. «Веревок» в фильме тоже хватает (как, впрочем, и во многих гонконгских лентах), однако используются они строго по назначению, не давая картине скатываться в откровенную фантастику. А вот что стало настоящим сюрпризом, так это целая подборка сломанных костей и убиенных холодным оружием недругов.

Донни Йен против Кары Хуэй

Кадр из фильма "Меченосцы"

«Меченосцы» – многослойный исторический детектив, периодически примеряющий маску то драмы, то полновесного кун-фу-фильма. Во всяком случае, поставленные Донни Йеном сцены сделают честь любому фильму про боевые искусства.

В самой суровой дуэли картины сошлись главный герой фильма Цзиньси и супруга Учителя. И пусть вас не смущает мнимое неравенство (Йен на 10 сантиметров выше своей партнерши и почти вдвое тяжелее): персонаж Кары Хуэй прекрасно владеет кун-фу, она вооружена двумя короткими мечами и пришла на битву с помощником (который, разумеется, Лю Цзиньси не ровня, но тем не менее).

Сцена может похвастаться сменой локаций, прекрасной операторской работой, внушительной хореографией и необычным музыкальным сопровождением, в котором сплелись воедино национальные мотивы и дисторшированная гитара (даже с пауэр-аккордами).

Мэтт Деймон против Джои Анса

Кадр из фильма "Ультиматум Борна"

Если уж разбавлять наш практически полностью азиатский топ европеоидными лицами, то грех не вспомнить сцену одного из лучших фильмов про Джейсона Борна. Речь идет об известной любому поклоннику боевиков жестокой схватке, в которой бедовый агент встретил достойного соперника в лице наемного убийцы по имени Дэш.

Сей поединок выгодно отличается от прочих относительной реалистичностью и звериной выразительностью: несмотря на скромную продолжительность (неполные две минуты), он полностью подчиняет себе внимание зрителя. Заодно можно лишний раз убедиться в профпригодности Борна: в руках агента такие банальные вещи, как книга или полотенце, превращаются в смертельное оружие.

Роль Дэша исполнил мулат Джои Анса, который в свое время прославился как самый молодой британец, получивший черный пояс по ниндзюцу. Помимо этого, Анса также разбирается в тхэквондо, так что, когда дело доходит до съемок боевых сцен и трюков, актер предпочитает делать все самостоятельно.

Тони Джа против Цзинь Син, Нэйтана Джонса, Рене Минкуица, Хайнца Оллеша и Филипа Джорджа Пфистера

Кадр из фильма "Честь дракона"

Слоны – национальное достояние Таиланда. И «свистнуть» такое сокровище у тайского фермера – это последняя глупость, на которую не стоит идти даже при критической нехватке хардкора в организме. Особенно если этот фермер превосходно знает муай боран.

Перед тем как главный герой Кхам приступит к основному блюду, ему придется пройти через подручных мадам Роуз, что выливается в настоящий фестиваль раздробленных суставов и сломанных костей. Протагонист скручивает в крендельки одного члена синдиката за другим, и кажется, что это будет длиться бесконечно (особенно когда «счетчик» покалеченных и убитых переваливает за 30). Но это лишь разогрев: настоящий челлендж персонаж Тони Джа получает, сталкиваясь с вооруженной хлыстом мадам Роуз, 211-сантиметровым Ти Кеем и еще тремя здоровенными подручными. На фоне этого замеса в тень уходит даже эпизод в ресторане, снятый одним планом, и побоище в разрушенном храме. Собственно, смотрите сами.

Донни Йен против 10 черных поясов

Кадр из фильма "Ип Ман"

Ип Ман – культовая для Гонконга (да и для Китая) личность, особенно популярная в кино последнего десятилетия. Одноименная картина с Донни Йеном не претендует на историческую достоверность, но успешно работает и как жанровое, и как драматическое кино. А главное – раскрывает кинематографический потенциал вин чуна.

В отличие от северных стилей, вин чун, традиционно считающийся женским стилем, никогда не был привлекательным для кино. Он не особенно зрелищный, в нем нет сложных атакующих элементов, зато есть множество приемов защиты и чи сао (так называемая техника «липких рук»), которые делают умелого адепта вин чуна очень неудобным соперником, располагающимся слишком близко для ударных бойцов и слишком далеко для борцов и любителей захватов.

Самая яркая боевая сцена являет себя не в конце, а примерно посередине фильма. Находясь в оккупированном японцами городе, мастер Ип вызывает на бой десятерых каратистов японской армии, у каждого из которых имеется черный пояс. Поединок длится всего полторы минуты, но этого времени оказалось достаточно, чтобы люди по всему миру отправились гуглить про вин чун. Сцена буквально сочится брутальностью, а постановка боя (которой занимался Саммо Хунг вместе с двумя инструкторами по вин чуну) заставляет ахать от восторга. Синхронизация движений выполнена на высшем уровне, достигая пика в моменте, когда Донни Йен отбивается одновременно от четырех человек, – титаническая работа!

Тони Джа против Ника Кары, Нудхапола Асавабхахина и Дэвида Исмалоуна

Кадр из фильма "Онг Бак"

Тинг, парень из Буддой забытой деревни Нунг Праду, отправляется в большой город. Некие нехорошие городские украли местную реликвию, а без нее у жителей деревни то колодец пересох, то еще какая напасть происходит. Однако вернуть голову Онг Бака оказывается не так уж просто: своими благородными действиями Тинг вызывает гнев криминального авторитета Комтуана. Но и сам деревенский парень отнюдь не так прост, как кажется: всю свою сознательную жизнь он посвятил изучению муай борана, да применить его было не на ком.

«Онг Бак» по праву считается одной из лучших работ Джа и одним из самых известных боевиков экшен-постановщика Прачьи Пинкаю. Количество экшена в фильме приближается к критической отметке, и чтобы среди многообразия боев выбрать один-единственный, приходится изрядно поломать голову. Наш выбор пал на сцену в ночном клубе, где Тинг последовательно уничтожает сначала Большого Медведя, затем ногодрыжного Тоширо и, наконец, настоящего гуру грязного боя Мэд Дога. Контрастирующие техники, фирменная тайская хореография с акробатическими прыжками, смачные звуки ударов колена и локтя о лобную кость и идущие в ход стулья, столы, тарелки, холодильник и даже проводка. И хотя вроде бы сразу понятно, что Джа сейчас всем нарумянит, акценты расставлены так, что невольно начинаешь переживать за протагониста. Короче, бой получился первосортным!

Вон Бин против Танаена Вонгтракула

Кадр из фильма "Человек из ниоткуда"

«Человека из ниоткуда» иногда называют южнокорейским «Леоном», что в корне неверно. Да, у двух картин есть точки пересечения в сюжете и упор на драматизм, но если фильм Бессона делает ставку на харизму Рено и Олдмана, то «Дяденька» (оригинальное название корейского боевика) берет выверенной акцентуацией и патентованной жестокостью.

В финальном противостоянии, раскидав полдюжины врагов мелкого калибра и залив пол кровью, бывший агент разведки Чха Тхэ Щик сталкивается с элитным наемником Рамрованом. Никакой музыки. Никаких лишних понтов (ну разве что камера иногда переключается на вид от первого лица для большего погружения). Никаких условностей в угоду зрелищу. Лишь полторы минуты сурового реализма, натянутых нервов и алой кровищи. Мало какой киношный поединок оказывает такой же бронебойный эффект!

Донни Йен против Вана Баоцяна

Кадр из фильма "Последний из лучших"

«Последний из лучших» вобрал в себя почти все стереотипы кун-фу-боевиков 70-х и 80-х и перенес их в современные реалии с вылизанной картинкой, слоумо и динамикой. Получилась хрестоматийная и в то же время драматичная история о плохом парне Ю Сау, который хочет быть круче всех, и хорошем парне Мо, который ему противостоит. А на фоне – такое количество знакомых лиц, что поклонникам гонконгских боевиков лучше запасаться платочками. Финальную же схватку можно смело записывать как лучший бой Донни Йена десятых годов XXI века. Не верите – смотрите сами: у нас что на витрине, то и в магазине.

Донни Йен против Коллина Чоу

Кадр из фильма "Вспышка"

И последний Донни Йен на сегодня – зато какой! «Вспышку» сложно отнести к лучшим фильмам Донни, это довольно традиционный криминальный боевик с ленивым штрихпунктирным сюжетом, но экшен в нем отборнейший. Отдельно нужно выделить финальную схватку, в которой соперником Йена становится Нгай Синг, он же Коллин Чоу, западным зрителям известный как Серафим из сиквелов «Матрицы». Если вы видели последнего только в этих фильмах, вас ждет приятный сюрприз – великолепный кинобоец, Коллин способен на очень многое с «правильным» экранным партнером. Во «Вспышке» их финальная разборка решена в непривычной для Гонконга технике ММА – никаких невероятных акробатических пируэтов и фантастических «вертушек», только брутальные захваты, жесткие броски и град тяжелых ударов кулаками.

Тони Джа в лагере рабов

Кадр из фильма "Онг Бак 2: Непревзойденный"

Сиквелы «Онг Бака» отсылают зрителя к сиамскому эпосу, который не так привлекателен, как оригинальная история или сюжет из той же «Чести дракона». Зато боевые сцены – огонь и хладный пламень разом!

Вот, например, сцена битвы Тьена в лагере рабов. Поначалу – ничего особенного: один большой поклон «Пьяному мастеру». Но проходит пара минут, и вот уже персонаж Джа вертит кадыком противника, словно это ползунок микшерского пульта. Ну а далее действие развивается по классическим тайским лекалам (десятки недругов и раздробленные кости в ассортименте). Наслаждаться хореографией и саунд-дизайном можно до бесконечности, да и пьяную технику Тони увидишь не каждый день. В глубине души теплится надежда, что эта сцена не закончится никогда.

Ико Уайс и Донни Аламшя против Яяна Рухьяна

Кадр из фильма "Рейд"

«Рейд» не вызвал бума подражателей ни на Западе, ни на Востоке, лишь в родной Индонезии варят его клоны. Тем не менее данный фильм должен быть выделен особо. Дело не в понятиях «культовый» или «знаковый», а в качестве конечного продукта: такого крышесносного экшена нет больше нигде. «Рейд» – это своеобразная планка в мире боевиков, допрыгнуть до которой пока не удавалось никому. Рядом с реализмом и напором картины Эванса меркнут даже гонконгские ленты, а какой-нибудь «Джон Уик» смотрится как театральная постановка учеников старшей школы.

Финальная разборка сводит экранных братьев Раму и Энди с Бешеным Псом. «Двое на одного – нечестно!» – скажете вы, но это только так кажется. Данная сцена может вызывать интоксикацию от бурлящих эндорфинов даже у самого закаленного поклонника экшенов: нечеловеческая постановка боев, сумасшедшее напряжение, отличная работа оператора, яркий и пульсирующий саундтрек от Майка Шиноды из Linkin Park – уровень просто запредельный. Настоящий алмаз фильмов про боевые искусства и вершина нашего топа, кабы не…

Ико Уайс против Чечепа Арифа Рахмана

Кадр из фильма "Рейд 2"

Казалось бы – все, круче уже некуда, всем спасибо, все свободны. Но Эванс, Уайс и все тот же великолепный Рухьян смогли сделать еще круче. До начала съемок актеры и каскадеры отрабатывали технику ударов, чтобы не просто месить воздух, а имитировать контакт. То есть тыкать друг в друга кулаками по-настоящему! Результат вылился в «Рейд 2».

Сиквел уступает оригиналу в динамике и атмосфере: первый «Рейд» был камерным, и это создавало картине дополнительное напряжение – бежать-то некуда. Второй фильм в этом плане чуть более фрагментарен и даже позволяет себе лирические отступления. Однако он и заметно прибавил в жестокости: некоторые сцены доходят до физически отталкивающих, а грим в сцене в кафе придется ко двору в любом хорроре. И каждый боевой эпизод – это небольшой шедевр с яркой сатиновой лентой. В конце картины Рама прорывается сквозь небольшую армию мелких сошек, затем сражается с элитной пехотой (Вери Три Юлисман с бейсбольной битой и Джулия Эстелл с молотком) и, наконец, добирается до финального босса с двумя керамбитами, которого лаконично называют Убийцей.

Хвалить придется абсолютно все – технику Уайса и Рахмана; талант Рухьяна как хореографа (он не только чемпион по силату, но и настоящий художник); запредельно классную работу гримеров, которые добавляли актерам синяков и рассечений по ходу боя, превращая их ближе к концу в подобия ходячих мертвецов; режиссерское видение и лихой монтаж Гарета Эванса; музыкальное сопровождение… Данная сцена – настоящая Мона Лиза от боевиков, и пока к ней никто даже не приблизился. И не приблизится в ближайшем будущем, наверное, пока сам валлиец не снимет триквел.

Но это все – пустые пиксели цифровых слов. Видео ниже скажет само за себя.

Текст: Максим Бугулов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?