Сатирическая комедия об американце в Саудовской Аравии, которая ближе в финалу вдруг превращается в скомканную мелодраму
В прошлом Алан (Том Хэнкс) был топ-менеджером крупной американской компании, выпускавшей велосипеды. Однако его бизнес не выдержал конкуренции с китайцами, и Алан не только потерял работу, но и разорился. Теперь он работает торговым представителем в IT-фирме, которая рассчитывает заключить крупный контракт с королем Саудовской Аравии. Алана посылают в Джидду для проведения презентации, и он пытается встретиться с представителем саудовской стороны, чтобы согласовать все детали перед королевским визитом. Но чиновник вечно отсутствует на работе, а техническую команду Алана размещают в шатре посреди пустыни, выделенной для строительства «города будущего». Поэтому у компьютерщиков нет ни нормального доступа в Интернет, ни буфета, ни даже туалета. В довершение всех неприятностей у Алана на спине растет опухоль, и он подозревает, что его жизнь в опасности.
Новая англоязычная картина знаменитого немецкого режиссера Тома Тыквера («Беги, Лола, беги», «Парфюмер. История одного убийцы», «Облачный атлас»), основанная на одноименном романе Дейва Эггерса, начинается многообещающе. Конечно, киномана не удивишь рассказом о пожилом американце, который чувствует себя не в своей тарелке в совершенно чужой стране, но «Голограмма для короля» превращает историю Алана в остроумную комедию с налетом сатирического сюра.
Помните позднесоветский «Город Зеро»? «Голограмма», конечно, далеко не так абсурдна и запредельна, как радикальная картина Карена Шахназарова, но схожие нотки в ней проскакивают. Особенно когда Алан пытается пробиться сквозь вежливый, но непостижимый для простодушного техасца бюрократический заслон, для которого фраза «Начальник будет завтра» может означать ровным счетом что угодно, от «Шеф сейчас на месте» до «Он, может быть, будет через пару лет».
Вместо того чтобы делать дело и зарабатывать деньги, незадачливый герой оказывается то на тайной вечеринке в датском посольстве (в Саудовской Аравии даже иностранцам запрещено пить спиртное), то посреди запретного для немусульман священного города Мекка, то в еще строящемся жилищном комплексе, где соседствуют восточная бедность и западная роскошь, то в аравийской деревне, куда его привозит шебутной и порой очень смешной шофер Юсеф (американский комик Александр Блэк). Последний влюблен в американскую культуру и грезит о демократической революции.
Когда во время ночной охоты на волков Алан обещает Юсефу, что обязательно поучаствует в его восстании (техасцы любят стрелять!), то кажется, что картина вот-вот выйдет на новый, анархический уровень и превратится в международную вариацию на тему «С меня хватит!» с Майклом Дугласом. Ну, или во что-нибудь аналогичное – лишь бы героя прорвало и он восстал против мира, который регулярно бьет его под дых, что в США, что в Саудовской Аравии.
Однако картина не доводит свою сатирическую линию до логичного финала. Она как будто вспоминает, что европейцам и американцам неприлично лезть во внутренние дела Саудовской Аравии и громко критиковать ее порядки и ее бюрократию. Поэтому дела Алана внезапно налаживаются, причем сразу на всех фронтах, и герой проводит последние двадцать экранных минут в объятьях аравийской женщины-хирурга Захры (англо-индийская актриса Сарита Чоудхури), которая на людях блюдет исламские приличия, но за закрытыми дверьми ведет себя свободно и раскованно, как западные женщины. Юсеф, в свою очередь, полностью исчезает из сюжета, и картина завершается хеппи-эндом. По крайней мере, для Алана.
Разумеется, нет ничего плохого в романтической истории об американце и жительнице Саудовской Аравии. Наоборот, было бы очень интересно увидеть кино, полностью посвященное персонажам Хэнкса и Чоудхури, поскольку это не обычные разнокультурные ромкомные «молокососы», а люди в возрасте и с множеством социальных обязательств, и им должно быть непросто преодолеть инерцию своих культур. Но рассказывать такую историю наспех, в самом конце картины – значит проявлять неуважение и к материалу, и к зрителям. Тем более это нелепо в фильме, который большую часть времени посвящает повествованию совсем другого стиля и жанра, и даже с другими ключевыми персонажами (за исключением объединяющего сюжетные линии Алана).
В результате картина пытается угнаться за двумя зайцами и оказывается без жаркого. Хотя в обоих повествованиях есть очень удачные сцены и в фильме задействованы достойные актеры, лента в целом не «работает» из-за своей необъяснимой и нелепой сценарной структуры.
С 12 мая в кино.