![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
В Великом Новгороде Россию звали улыбаться -- шел фестиваль комедии. Прибывший из Москвы актерский десант не только народ веселил, но и сам оттягивался. Фестиваль станет традицией -- первый за многие годы случай на отечественном кино вдоволь посмеяться. Новгородцам понравилось, остальные завидуют, серьезное дело. О нем -- разговор с Аллой Суриковой, которая в перерыве между постановкой фильмов поставила город вверх тормашками.
Приколы и проколы
Почему – Великий Новгород?
Новгород – красивый город, есть что гостям показать. К тому же я там снимала свою первую картину "Суету сует", так что город мне не чужой. И там губернатор с чувством юмора – Михаил Прусак. Для меня он стал главным открытием фестиваля. С чувством юмора и без охраны! Впервые вижу чиновника такого уровня, за которым не ходят несколько лбов, никто не сверлит тебя стальными глазами и не ощупывает сверху донизу, хотя, может быть, сейчас это было бы не так уж плохо.
Самый большой прикол фестиваля?
Замминистра культуры Дементьева. Прихожу в новгородский Киноцентр, и меня по случаю юбилея хлебом-солью встречает фольклорный ансамбль. И вижу я в ансамбле этом очень знакомое лицо – в сарафане и в ушах две берестяных плошки, которыми мы щаменили аккредитационные удостоверения. Это и была Дементьева. А самый большой прокол фестиваля был у Данелии, которому, опять же по случаю юбилея, подарили фишки для казино, и он их тут же все спустил. Побежденных у нас не было – все получили красивые берестяные грамоты. А те, кто внес вклад в развитие кинокомедии, – Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Наталья Крачковская, Леонид Куравлев, Виктория Токарева – получили в качестве приза кривое зеркало. А на закрытии фестиваля призы получали победители зрительских конкурсов на лучшую идею кинокомедии, лучшего киномана-эрудита и лучшего режиссера-комедиографа. Всё делалось на голом энтузиазме. Бесплатно оформлялись призы, Никита Богословский бесплатно написал песню "Улыбнись, Россия!" на бесплатные слова Бориса Дубровина, ее бесплатно спел Дима Харатьян и записал на частной студии Андрей Борин. А премьером фестиваля был Коля Караченцов. Нам не хотелось худруков или президентов, а в слове премьер есть что-то театральное, правда?
А что это был за конкурс на лучшую идею?
На идею комедии. Организовать его по-настоящему не успели, но жизнь подкинула смешной сюжет "Как Николай Караченцов поезд догонял". Коля в Москве из-за пробок опоздал на поезд и стал догонять его на машине. Три раза почти уже догнал. Я даже сорвала стоп-кран – но не помогло: проводница была на страже, и поезд опять уехал. Только часа в три ночи он нас догнал. Мы его накормили, напоили, спать уложили, а поезд приходит в шесть утра. Караченцов после этого случая так и сказал губернатору: если хочет, чтобы в Новгороде был фестиваль, пусть сдвигает расписание поезда – чтоб люди и не опаздывали и выспаться успевали.
Кривое зеркало
Почему символом фестиваля стало кривое зеркало?
А – смешно.
От искажения действительности?
Именно. Понимаешь, что бывает еще хуже.
Ну, а если и действительность кривая? И зеркало ее выпрямит?
К сожалению, оно не такое всеобъемлющее – видишь только собственную физиономию. Кривое зеркало – улыбка над собой. Разные ведь бывают улыбки. Если хочешь заставить человека улыбнуться, годится очень многое – от шлепка по заду до высоколобой шутки с тройным дном. В идеале такой – трехслойной – и должна быть кинокомедия. Одни засмеются, потому что этот ударил, а тот упал. Другие – потому что увидят в этом намек на политическую систему. Третьи почувствуют в невозмутимости упавшего этакое философское отношение к жизни. Но такого кина практически нет. Какие-то его элементы можно найти в "Осеннем марафоне", в "Не горюй", в "Берегись автомобиля"…
А в ваших фильмах?
О себе не говорю, пусть лучше поищут другие. Но вот сейчас заканчиваю сериал "Идеальная пара" по сценарию Александра Лапшина и, сдается мне, там что-то есть. Я не очень люблю сериалы, которые у нас делают. Смотришь – думаешь: "Ну что же так плоско-то?". С другой стороны, понимаешь: трудно проявить второй план за один съемочный день и за две копейки бюджета. Но у нас собралась очень хорошая команда, да и снижать планку нельзя – делаю так, как привыкла. Правда, сценарий был, по телевизионным стандартам, длинным, пришлось сильно порезать. И боюсь, могут потеряться какие-то важные ниточки – их просто не успеют заметить.
Лирическая комедия?
Авантюрно-ироническая. Десять серий.
Идеальная пара – конечно же, два мошенника?
Не только. Они еще и любовники.
Ага, "Бонни и Клайд"!
Скорее так: она – Робин Гуд в юбке, а он – "сын Деточкина". Играют Александр Балуев и Алла Клюка. Наш композитор Владимир Дашкевич сказал, что получилась смешная история, но – очень грустная. Если так, то это мечта каждого комедиографа. Если есть возможность в комедии погрустить, значит – есть второй план.
О чем кино?
А я не знаю. Есть критики, они скажут. А я или соглашусь или нет.
Вы сейчас с севера. Не показалось, что пока мы тут в столице предаемся апокалипсисам, Россия продолжает жить интересно и даже обнадеживающе?
Не скажу за всю Россию. Но вот студенты мои снимают картины о провинциальных музеях и много ездят: Карелия, Сургут, Иваново, Тольятти, Шушенское… вы давно были в Шушенском? Ну вот. Мы же страны не знаем! Кругом возникают настоящие очаги культурной жизни – причем стихийно и на голом энтузиазме. Студенты приезжают вот с такими глазами.
Смейся, паяц…
Отчего же тогда комедия исчезла? Фильмы стали мрачными, угрюмыми. Даже те, кто умели смешить, делают это через силу.
Основания для угрюмства, конечно, есть. Хотя не думаю, что раньше проблем было меньше. Что меньше убивали. Скорее – больше. Просто делалось это тихо-тайно. 37-й год весь перешептывался. А пресса была лучезарна, и в кино шла "Волга-Волга". Народ в массе просто не знал, что у нас людей уничтожали. Сейчас наоборот – раздувается каждый слух, уже не говоря о реальных случаях. Я сопротивляюсь, как могу – наверное, такая внутренняя установка. Может, во мне живет ощущение… миссии – слишком громко звучит? Но что-то в этом роде.
"Смейся, паяц, над разбитой любовью?" Смех как призвание и социальная роль?
Когда меня спрашивают, сделаю ли я однажды серьезное кино, отвечаю: не дождетесь! И не потому, что не могу. На самом деле сделать серьезное намного проще – с хорошим оператором, по хорошему сценарию, с многозначительными паузами. Получится вполне фестивальное кино, можно пробиться в Берлин или Торонто. Комедию сымитировать невозможно, но ей дорога на фестивали заказана. Даже на фестиваль женского кино во Франции, где показывают фильмы только рыдающие, про таблетки и аборты, и все жутко несчастные. А если и пригласят, то ничего не дадут. Вот Данелию позвали в Выборг с "Фортуной" – прелестный, умный, светлый фильм. И ничего не дали. Это – позиция. Поэтому я и сделала фестиваль "Улыбнись, Россия!" – комедию надо поддержать!
Счастливый шоппинг
В "Человеке с бульвара Капуцинов" есть номер с Мироновым – настоящий мюзикл. Стало ясно, что музыку вы знаете, любите и чувствуете – редкое в режиссуре качество.
Я недавно говорила в Госкино: пришло время мюзикла. Там согласились, но сказали, что это слишком дорогое удовольствие. А попыток у меня было несколько. Дипломная картина "Лжинка" – мюзикл. Потом был мюзикл-авантюра – пробы к фильму "Игра воображения", но его в конце концов снял Пташук. Маленький мюзикл для "Ералаша". Номер из "Человека с бульвара Капуцинов", который по жанру выбивается из фильма, но Андрею Миронову очень хотелось сыграть мюзикл, и я не могла ему отказать. Музыкальный клип "Леди Гамильтон" с Олей Кабо и Колей Караченцовым. И рекламный фильм про счастливый шоппинг. Там у меня кто только не играл – Фарада, Шукшина, Ермольник, "нанайцы", Ромашин, Пашутин… Музыку про шоппинг написал Крылатов, а припев был такой: "Мы в шопе, тарарура, мы в шопе!". Я объясняла заказчикам, что это запоет вся страна. Но они испугались. Так что теперь там поют: "Игра-айте, тарарам". Ну и ладно.