Возможно, лучший российский фильм последнего времени
Три истории о людях, потерявших самых близких и любимых и пытающихся справиться с утратой
Захолустный российский городок. Девушка с дредами (Троянова) едет с женихом в церковь, венчается, но на обратном пути в электричке мужа до смерти забивают пьяные гопники. Завязавшая алкоголичка (Лапшина) добивается того, чтобы служба опеки вернула ей дочерей; их возвращают, но мертвыми – по пути домой они погибают в автокатастрофе. Мальчик переживает уход и самоубийство отца – и быстро сходит с ума, в самом прямом смысле слова.
Некоторые кинокритики называют этот фильм "Жуть" и пишут, что это самая мрачная лента в истории нового российского кино. У актрисы Ольги Лапшиной на съемках стало плохо с сердцем. Яна Троянова рыдала в гостиничном номере и говорила Сигареву, что не хочет больше сниматься. К счастью, одна поправилась, а вторая взяла себя в руки и доиграла.
Сигарев изначально хотел снять кино про конец света, но сценарий совершенно "не пошел", и вместо этого он снял новеллы про личные концы света.
Картина получила приз за режиссуру на последнем "Кинотавре".
Сигарев – действительно мрачный режиссер и драматург – уже второй раз после «Волчка» создает на экране атмосферу, которую не назовешь ни унылой, ни тоскливой, ни чернушной. Встреча с "Жить" скорее похожа на встречу с оголенным электрическим проводом. Это кино, на котором слезы порой буквально брызжут из глаз. Взгляды Трояновой и Лапшиной в некоторых сценах действительно внушают опасение за их здоровье – нормальные актрисы так не играют. У оператора Алишера Хамидходжаева получилась совершенно магическая картинка: фильм смотришь с открытым ртом, хотя виды города Суворова, сними их кто-нибудь попроще, вызвали бы желание немедленно повеситься.
Эпизод, в котором героине Лапшиной кажется, что изо рта у ее мертвых дочерей на похоронах вылетает пар, взят Сигаревым из личного опыта.
Сигарев – подлинный поэт кинематографа; он добивается совершенно нехарактерной для российского кино гармонии, и во мраке своего фильма обнаруживает настоящую нежность к людям (что вообще-то огромная редкость). Там нет, наверное, катарсиса в прямом смысле слова, и Сигарев не настаивает на том, что все люди, пережившие трагедию, должны продолжать жить.
Но умирать после этого фантастически сделанного фильма точно хочется меньше всего.