Местами удачное, но в целом неубедительное российское переосмысление «Пиковой дамы» в духе «Черного лебедя»
Мировая оперная звезда София Майер (Ксения Раппопорт) возвращается на родину в Россию, чтобы поставить в своем бывшем театре оперу «Пиковая дама», с роли в которой начался ее карьерный взлет. В юности София играла Лизу, теперь же она бронирует для себя роль Графини и отдает партию Лизы своей племяннице (Мария Курденевич). Германа должен сыграть один из ветеранов театра, и это бесит молодого тенора Андрея (Иван Янковский). Парень уверен, что он не только может, но и должен петь знаменитые арии. Когда София его отвергает, Андрей пытается доказать, что он способен быть Германом как на сцене, так и в жизни. Играя в подпольном казино, тенор ставит на карту все свои сбережения, а затем влезает в криминальные долги.
«По идее Павла Лунгина» – сообщают зрителям финальные титры «Дамы пик», когда перечисляют авторов сценария. Это, конечно, не вся правда. Новый фильм режиссера «Царя», «Острова» и «Олигарха» очевидно вдохновлен голливудским хитом «Черный Лебедь», где действие тоже строилось вокруг постановки шедевра Чайковского (правда, балетного, а не оперного) и где центральный персонаж тоже пытался войти в образ в жизни, чтобы сыграть его на сцене.
Впрочем, «клоном» или даже «вольным ремейком» картину Лунгина не назвать, поскольку, при внешнем сходстве с «Черным Лебедем», она снята на другую тему. Даррен Аронофски исследовал отношения героини Натали Портман с ее искусством. Он показывал, как одержимость творчеством порой сводит с ума, хоть и позволяет прыгнуть выше головы и создать упоительный шедевр.
Лунгина профессионализм и творческое вдохновение не занимают. «Дама пик» с самого начала дает понять, что Андрей может спеть партию Германа и что его проблемы находятся в иной, закулисной плоскости. Молодой человек столь одержим героем «Пиковой дамы», что он верит, будто может повторить и превзойти его успех за карточным столом. Также он полагает, что должен доказать Софии, еще одному объекту его многолетней одержимости, свою бесшабашную «гусарскую» мужественность. Иными словами, Андрей служит не искусству, а деньгам и женщине. И София использует его устремления, действуя не как пассивная Графиня Пушкина и Чайковского, а как активное демоническое создание, расставившее хитроумную ловушку для молодого безумца.
У такого подхода к постмодернистской экранизации «Пиковой дамы» есть потенциал, но Лунгин слабо его использует. Прежде всего, Андрей не вызывает даже той небольшой симпатии, которую вызывает пушкинский Германн (Герман Чайковского куда симпатичнее). Это жалкий, рехнувшийся, дерганный и при этом донельзя самоуверенный и эгоистичный тип, а Иван Янковский, в отличие от своего знаменитого деда Олега Янковского, не обладает харизмой, позволяющей располагать к себе зрителей вне зависимости от роли. Прочие персонажи «Дамы пик» тоже не сахар, и это относит картину к категории «пауки в банке». Кто-то побеждает, кто-то проигрывает, но зрителей это эмоционально не затрагивает, поскольку они ни за кого не болеют.
Далее, «хитроумная ловушка» Софии не столько хитроумна, сколько нелепа и сумбурна. Над сценарием фильма работали четыре автора, и, кажется, они не удосужились собраться и расписать, чего героиня добивается, каков ее простейший путь к этой цели и почему этот путь должен включать жестокую игру с Андреем. При желании кое-что можно додумать и придать плану певицы хоть какую-то цельность, но все равно остается ощущение, что картина должна была быть яснее и стройнее. По крайней мере, сексапильная демоничность Ксении Раппопорт куда убедительнее, чем героичность Янковского. София не поступает умно, но актриса создает впечатление, что певица знает, что делает.
В-третьих, сомнительно, что Лунгину стоило вписывать в сюжет аж три преступные группировки – кавказскую, русскую и дальневосточную. Оперный театр – змеиное гнездо, которое не нуждается во внешних персонажах для нагнетания драматизма. Тот же Аронофски прекрасно обошелся без гангстеров. Но даже если Лунгин верит, что без бандитов неинтересно, то зачем их так много? Это «Пиковая дама» или «Бригада»? Чем больше времени лента проводит со штампованными кавказцами и чуть менее штампованным бандитом-олигархом (Игорь Миркурбанов), который заодно оказывается давним знакомым Софии, тем меньше времени она тратит на основных персонажей. С другой стороны, Миркурбанов, кавказцы и прочие бандиты достаточно колоритны, чтобы с ними не слишком скучать.
Когда после не слишком убедительных, не особенно продуманных и порой шитых белыми нитками сюжетных извивов лента добирается до оперной постановки, та предсказуемо оказывается лучшей частью «Дамы пик». Классика есть классика, и фрагменты «Пиковой дамы» в фильме очень удачно поставлены и исполнены. Особенно ключевая ария Германа «Что наша жизнь? Игра!». Но вот какое дело – киноактеры не сами поют свои арии, и они не всегда попадают в такт с наложенным на картинку пением настоящих оперных звезд. Ария Графини в этом плане просто ужасна. Кажется, что София раскрывает рот для совсем другого номера и что ей почему-то включили неправильную фонограмму. В свою очередь, Янковский и Курденович неубедительны как оперные мастера. Слишком уж они, простите за выражение, плюгавые, чтобы петь так мощно, как они якобы поют.
В общем, если «Черный Лебедь» завораживал, то «Дама пик» преимущественно разочаровывает. В ней есть отдельные сильные моменты и постановочные находки, а Раппопорт с Миркурбановым определенно на своем месте. Однако осовременивание «Пиковой дамы» заслуживало больших усилий.
С 17 ноября в кино.