В 2003-м году Бертолуччи снял фильм "Мечтатели" -- ностальгическое возвращение в Париж 1968 года. Вскоре после съемок этой картины болезнь заставила мастера уйти из кино. Фильм "Ты и я" -- первый полнометражный фильм, снятый режиссером после десятилетнего перерыва.
О своей работе над фильмом "Ты и я":
Когда несколько лет назад я потерял возможность двигаться, то подумал, что моя карьера в кино закончена. Я не мог свыкнуться с мыслью о том, что я больше никогда не буду снимать фильмы. Но когда я понемногу освоил "искусство" жизни в инвалидном кресле, то понял, что вполне могу снимать фильмы сидя, а не стоя. Сделав "Ты и я", я чувствую, что вернулся к жизни и готов приступить к съемкам следующего фильма.
Но пока я рассказываю вам о фильме "Ты и я". Все началось два года назад, когда Никколо Амманити принес мне свой роман "Io e Te" ("Я и ты"), который только что вышел из печати. Прочитав первые несколько страниц, я почувствовал желание обязательно снять по этой книге фильм. К тому времени я уже 30 лет не снимал фильмы на итальянском языке. И вот теперь я понял, что жажду услышать в своем фильме итальянскую речь, с нетерпением жду того момента, когда смогу снимать итальянский фильм с итальянскими актерами в Италии!
Сюжет романа требовал некоторых переделок. Поэтому я попросил Амманити поучаствовать в написании сценария вместе с Умберто Контарелло и Франческой Марчиано. Впрочем, самые важные изменения не попали в сценарий. Дело в том, что они были внесены в сюжет не в момент написания сценария, а уже во время съемок. И в этом сущность кино!
Меня увлекла идея превратить привычную "клаустрофобию" – страх тесного захламленного пространства – в "клаустрофилию" – любовь к пребыванию в замкнутом пространстве подвала. Я старался сделать так, чтобы один и тот же подвал выглядел по-разному в каждой сцене – он меняется в зависимости от освещения и от планов мальчика, Лоренцо. Я хотел, чтобы обстановка подвала производила каждый раз иное впечатление, чтобы с развитием сюжета в подвале все время появлялось что-то новое.
На то, чтобы отобрать актеров на роли Лоренцо и Оливии ушло несколько месяцев. Я встретился практически со всеми итальянскими актрисами возраста героини, как очень популярными, так и совсем неизвестными. Честно говоря, мне хотелось найти два новых лица, которых еще не видели в кино. На роль Лоренцо мы отсмотрели огромное количество актеров. Я давно тесно не общался с подростками, и не мог представить себе лицо Лоренцо. Но все сомнения отпали, когда я увидел большие глаза Якопо Олмо, его прическу в духе Роберта Смита из The Cure, маленькое лицо, которое напомнило мне молодого Малькольма МакДауэлла и, как ни странно, персонажей картин Пазолини… Я видел, как Якопо Олмо буквально рос перед камерой в дни съемок. Или это мне только казалось?
Я всегда уделяю особое внимание музыке в фильмах. Ведь как учат нас великие традиции американских мюзиклов, музыка делает возможным в кино то, что кажется невозможным… Песню "Ragazzo Solo Ragazza Sola" я впервые услышал очень давно по радио, когда ехал по улицам Лос-Анджелеса в своей машине. Дэвид Боуи пел на итальянском, пытаясь сохранить свой английский акцент. Это была итальянская версия его песни "Space Oddity". Он там поет: "Земля передает майору Тому. Майор Том передает Земле", и так далее. В итальянском варианте это зазвучало как: "Скажи мне, одинокий мальчик, куда ты идешь, потому что там, куда ты идешь, столько боли…". Песня с научно-фантастическим сюжетом стала романтической итальянской песней. Текст на итальянском написал Могол (Джулио Рапетти – прим. ред.), которого я просто обожаю, он прекрасный поэт. И эта итальянская версия песни пригодилась для одной особенно важной сцены в фильме "Ты и я".
Начиная съемки "Ты и я", я с радостью ухватился за возможность использовать новые технологии, которые появились в кино за время моего десятилетнего отсутствия. Я даже подумывал снять "Ты и я" в 3D. Мы сделали несколько пробных сцен на студии Чинечитта. Но это слишком долгий процесс для меня. В моих фильмах один кадр дает рождение другому, а тот третьему… В моем кино нет времени на сложные технологии – двигать эти трехмерные камеры или просто менять линзы. Может, через пару лет я снова попробую… Потом я решил снять фильм на цифру. Но эта неконтролируемая яркость была невыносима для меня. До этого я не задумывался над тем, как велика моя ностальгия по импрессионизму и насколько сильно она связана у меня с 35-миллиметровой кинопленкой. Но когда я понял это, то решил снимать "Ты и я" старым проверенным способом.
О Якопо Олмо Антинори (исполнителе роли Лоренцо):
Услышав его голос, я подумал: неужели ему правда 14 лет, как он говорит? С этого момента он начал раскрываться. Он был мальчиком, но при этом прирожденным актером, удивительно гибким к требованиям режиссера. В своей жизни я мало встречал таких профессионалов, как он в его 14 лет.
О Теа Фалько (исполнительнице роли Оливии):
Когда я первый раз увидел Теа Фалько, я спросил ее: "О чем ты думаешь"? И она ответила: "Я думаю о том, как хорошо бы было мне не иметь свою точку зрения. Тогда нам с вами не придется спорить". Я вставил эту ее фразу в свой фильм. Теа – она особенная девочка.