О путешествиях мечтают все, и кинопроизводители этим беззастенчиво пользуются: ужастики под условным названием «ловушка до туристов» давно выделились в особую категорию хоррора
Уставший от городской жизни математик решает пожить какое-то время в глубинке, где провела юность его молодая жена. Но когда парочка прибывает на место, бывший парень Эми, завидующий ее теперешней жизни, вместе со своими дружками начинает травить приезжих. Когда же те укрывают в своем доме человека, которого рвется линчевать разогретая алкогольными парами свора местных недомачо, жизни «городских» просто-таки повисают на волоске. В основу ленты Сэма Пекинпа с молодым Дастином Хоффманом в главной роли лег роман Гордона М. Уильямса «Осада фермы Тренчера». Перипетии фильма, в особенности долгая сцена группового изнасилования, принесли картине скандальную славу и заставили автора несколько раз порезать ее для проката в разных странах (в частности, критикам и цензорам крайне не понравилось, что жертва изнасилования, возможно, получала удовольствие от процесса). Снятый довольно близко к оригиналу ремейк 2011 года рецензентам, напротив, понравился, а вот в прокате провалился. Новому режиссеру Роду Лури вменяли в вину смакование насилия, упоение местью и неудачный кастинг, но, несмотря на все недочеты, эта история из разряда «городской интеллигент против деревенских нахалов» вполне достойна просмотра. По-вашему, хлюпики в очках не способны драться не на жизнь, а на смерть? Устройте им осаду – все узнаете.
Многие голливудские авторы признаются, что черпают темы для фильмов из реальной жизни. Тоуб Хупер свою картину «Техасская резня бензопилой» сочинял под впечатлением от судебного процесса над знаменитым американским некрофилом Эдом Гейном, развлекавшимся шитьем одежды из человеческой кожи (Гейн во второй половине ХХ века вообще пользовался у хоррормейкеров популярностью: без него не было бы ни Нормана Бейтса в «Психо», ни маньяка Буффало Билла в «Молчания ягнят»). Подобно сумасшедшему Эду, украсившему дом отрубленными головами и обтянувшему домашнюю мебель выдубленной человеческой шкурой, провинциальный злодей в «Техасской резне» питает слабость к расчлененке и таскает вместо масок срезанные со своих жертв лица. Если поблизости обнаруживаются заезжие чужаки, он хватается за бензопилу и зовет на помощь родственников. Кинодебют Хупера был сделан за сущие гроши; жуткий реквизит добывался на скотобойнях, а проходившие в авральном режиме и без какой-либо помощи трюкачей съемки обернулись многочисленными актерскими травмами. Но результат себя оправдал: несмотря на запрет картины во многих странах, «Резня» окупилась сторицей, а Кожаное лицо стал одним из самых известных киноманьяков всех времен. Как результат, фильм заработал несколько необязательных продолжений и мощную дилогию-перезагрузку, причем на этом Голливуд явно останавливаться не собирается. Уж слишком красиво летят ошметки мяса из-под зубьев пилы.
В эру холодной войны страх людей перед ядерной угрозой часто находил отражение в поп-культуре и выплескивался в кинотеатры, рождая истории об опасных мутантах, рассматривающих остальное человечество исключительно в качестве еды. Воспользовался всеобщей истерией и молодой Уэс Крейвен. Сняв хоррор «У холмов есть глаза» о семье, отказавшейся отселяться подальше от ядерного полигона и с тех пор производящей на свет кровожадных дегенератов, он укрепил и зацементировал заложенный «Техасской резней» тренд, позже подхваченный «Поворотом не туда». Правда, родословная показанных в ленте и ее сиквеле уродов и убийц, как принято считать, восходит не к безобразиям Эда Гейна, а к семье чокнутого садиста Сони Бина, обитавшего вместе со своими многочисленными отпрысками в холмах Шотландии XIV века. В 2006 году фильм был переснят прибывшим в Голливуд французским самородком Александром Ажа, далее последовало продолжение работы Мартина Вайза, к которому писал сценарий «отец» франшизы Уэс Крейвен собственной персоной. Правообладателями не исключается возможность и других продолжений либо ребута: очевидно, что пока зритель платит за билеты, глаза у холмов не переведутся.
Место действия ленты Роба Шмидта «Поворот не туда» – Западная Вирджиния. Герои – молодые американцы, ненароком заехавшие в чащобу, где на них открывают охоту местные жители, полоумные и совершенно дикие братья-мутанты. Как несложно заметить, режиссер ничуть не пытался быть оригинальным: проще всего его фильм описывается фразой «это как “У холмов есть глаза”, только в лесу». Тем любопытней, что лесные братья не затерялись на фоне крейвеновских пустынных уродов и стали материалом для долгоиграющей франшизы: начиная с 2003 года увидело свет уже пять продолжений «Поворота не туда», авторы которых отдавали на съедение прожорливым мутантам то автобус с преступниками, то посетителей костюмированного опен-эйра, то участников реалити-шоу. Правда, назвать хорошими эти сиквелы, выпускавшиеся сразу на DVD, не поворачивается язык (мясорубные сюжеты с каждой новой серией становились все нелепей, картинка все бедней, а грим все резиновей), так что смотреть их можно только на свой страх и риск. А вот первая лента даже сегодня выглядит достаточно бодро, оставаясь для хоррор-фанатов продуктом категории must see.
Вы любите экстремальные виды спорта и проводите все отпуска в неисследованных пещерах? Будьте готовы к тому, что однажды проход, по которому вы проползли, обвалится за спиной, а в темноте вас могут ждать плотоядные существа, которые пойдут на все, чтобы другого выхода вы так и не нашли. Клаустрофобический «Спуск» Нила Маршалла о застрявшей в темном пещерном лабиринте группе молодых женщин, даже перед лицом смертельной опасности не переставших выяснять друг с другом отношения, почти целиком был снят в Шотландии за смешные по голливудским меркам деньги, но окупился так хорошо, что сиквел был делом решенным. Впрочем, как и ожидалось, продолжение британского хоррора вышло куда слабее оригинала (кто сможет припомнить пример более надуманного зачина для сиквела, тот заслужит неподдельное уважение автора этих строк). Сказка – ложь, но если вы собираетесь отправиться в американские Аппалачи, все же сперва посмотрите «Спуск» – вдруг еще передумаете.
Можете не верить, но в Австралии действительно пропадают люди. В 90-е и нулевые годы в стране кенгуру попали под суд сразу двое серийных убийц (Айвэн Майлат и Брэдли Мердок), деятельность которых и толкнула режиссера Грега МакЛина на съемки слэшера о странноватом реднеке по имени Мик Тэйлор. По сюжету, когда у туристов, приехавших посмотреть на один из самых больших в мире метеоритных кратеров в природном парке «Волчий ручей», в разгар поездки сломалась машина, а оказавшийся поблизости отшельник с безобразными бакенбардами предложил им свою помощь, никто сперва не заподозрил плохого – а потом уже было поздно. Сыгравший маньяка с мясницкими замашками актер Джон Джэррет весьма серьезно подошел к роли: перед съемками он долгое время прожил вдали от людей, привыкая к образу нелюдима, и не мылся неделями. В итоге фестивальная судьба «Волчьей ямы» сложилась весьма удачно, фильм был признан одним из лучших австралийских хорроров всех времен, а спустя почти десятилетие еще и удостоился сиквела. Мик Тэйлор вернулся, и его бакенбарды в прекрасной форме.
Чтобы расстаться с жизнью, туристу не обязательно ехать в джунгли и лезть в зловещие темные катакомбы – смертельной ловушкой может стать обычный хостел где-нибудь в Восточной Европе. Сюжет о том, как владельцы гостиниц убивали и грабили своих жильцов, отнюдь не нов, но режиссер «Хостела» изрядно освежил его, придумав преступному бизнесу новое обоснование: по мнению Илая Рота, сегодня, когда никто больше не возит с собой наличку, куда выгоднее не обирать похищенных бэкпекеров, а продавать их за кругленькую сумму богатым садистам и извращенцам, мечтающим кого-нибудь безнаказанно прикончить. Скромнобюджетная лента о братиславских злоключениях группы молодых людей, дорого заплативших за свою страсть к секс-турам, собрала такую впечатляющую кассу, что была продолжена двумя сиквелами, не снискавшими, впрочем, и доли комплиментов, которыми был одарен оригинал. И, несмотря на приписку «основано на реальных событиях», количество желающих селиться в хостелах с тех пор не уменьшилось, скорее наоборот. Вот только в Братиславу некоторые теперь ни ногой. От греха подальше…
Зарубежью постоянно достается от Голливуда, периодически выставляющего ту или иную ни в чем не повинную страну в малоприятном свете. В хорроре «Туристас» горькая эстафета перешла к Бразилии, где группа путешествующих молодых людей попадает в лапы торговцев донорскими органами. Если советских детей пугали Африкой и ее фауной, то американских теперь впору пугать Южной Америкой и ее жителями, всегда готовыми разобрать вас на запчасти. Сложно сказать, сильно ли повлияла лента Джона Стоквелла на реальные туристические потоки, но бразильцев ее антирекламная направленность изрядно задела: несмотря на извинения актера Джоша Дюамеля, принесенные бразильцам в прямом эфире популярного телешоу, южноамериканской прессой был раздут скандал, не утихавший, пока лента не получила в США разгромные ревью и не провалилась в прокате. В самой же Бразилии ее в кинотеатры не пустили вовсе.
Рассказывая очередную леденящую кровь сказку на вечную тему «города – это п…ц, страшнее только деревни», французский режиссер Ксавье Генс проявил оригинальность: в плохую историю он решил втравить не туристов, а пятерку молодых парижских хулиганов, находящихся в бегах после неудавшегося ограбления и перестрелки с полицией. Возле немецкой границы беглецы, на свою беду, останавливаются в отеле, которым заправляет семейка сбрендившего престарелого эсесовца, в затянувшемся арийском угаре практикующего каннибализм и кровосмешение. Вам кажется, что эта спродюсированная Люком Бессонном история похожа сразу на все классические киножутики про ужасы глубинки? И правда: сюжет «Границы», кажется, сшит из кусков «Американской резни бензопилой», «Холмов с глазами», «От заката до рассвета» и французского «Шайтана». Но результатом стал весьма смотрибельный слэшер с необычными злодеями, занявший видное место в ряду хорроров французской «новой волны» и показавший, что в этом жанре умеют красиво выступать не только американцы. Американский кинопром, в свою очередь, не прошел мимо молодого таланта: доказавший свою профпригодность Генс теперь работает в Голливуде, хотя «Граница» пока продолжает оставаться его лучшей лентой.
Уставшая от расслабления в мексиканском отеле группа туристов решает смотаться к малоизученной пирамиде майя, благо брат-археолог одного из них рассказал, как до нее добраться. Однако попасть в искомое место оказывается совсем не легко, а спуститься с пирамиды обратно на землю и вовсе невозможно: недовольные вторжением чужаков местные жители перекрывают выходы и при любых попытках прорыва открывают огонь на поражение. Вскоре, впрочем, становится ясно, что настоящая опасность кроется вовсе не снаружи, а внутри загадочной постройки. От перипетий исходного романа Скотта Смита, на основе которого им же был написан сценарий, в экранизации осталась хорошо если половина (полтора часа, ничего не попишешь!), делающая упор более на экшен и хоррор, нежели на психологию вынужденных выживать без еды и воды тепличных городских жителей, и финал был изменен в угоду голливудским стандартам, однако даже после всего этого «Руины» не разочаровывают: необычно и изобретательно решенный вопрос о сущности главного убийцы искупает все. Лишний довод в пользу того, что написание киносценария автором оригинальной книги вовсе не обязательно ведет к плачевным результатам – в данном случае так точно.
Решившая отдохнуть на озере молодая супружеская пара нарывается на компанию юных местных гопников. Ущербная молодежь всячески показывает, что приезжим здесь не рады, а когда те пытаются протестовать, от невнятных оскорблений переходит к прямому насилию. Из этого вечного и довольно банального, как для наших реалий, криминального сюжета режиссер британской ленты «Райское озеро» Джеймс Уоткинс сумел вылепить эффектный, цепляющий хоррор-триллер, обошедшийся без каннибалов, торговцев органами и плотоядных растений, но в дрожь вгоняющий оттого ничуть не меньше. Последнее объяснимо: в наши дни, чтобы угодить к кому-то на вертел, нужно очень сильно постараться, а вот от встречи с деревенскими дебилами, которых хлебом не корми – дай поиздеваться над «городскими», никто не застрахован. По-вашему, обозленные дети алкоголиков не могут быть опасней снежного человека или Джейсона Вурхиза? Возможно, вы просто никогда не попадались им в действительно глухом месте.
После дешевого, но очень сердитого «Паранормального явления» зрители несколько лет ждали от Орена Пели какого-нибудь нового откровения. А вместо этого получили спродюсированный им картонный ужастик про туристов, атакованных гуманоидными мутантами в украинской Припяти. Из-за плоских персонажей, о смерти которых ничуть не сожалеешь, халтурных спецэффектов и слишком завышенной планки зрительских ожиданий картина режиссера Брэдли Паркера была принята прохладно и критиками, и зрителями. Пели не учел как минимум того, что экскурсии в реальный Чернобыль давно разрешены и ореол таинственности вокруг этого места развеян многочисленными туристами. Стоит добавить вместо эпилога, что выпущенная годом позже «Тайна перевала Дятлова» Ренни Харлина, также пытавшаяся заинтересовать зрителя историей о «нехорошем месте», известном далеко за пределами бывшего СССР, выглядела не менее нелепо и вызвала немало смешков в Интернете. Возможно, голливудским режиссерам и не обязательно детально разбираться в реалиях показываемых стран, ведь очевидно, что под хитрым титром «основано на реальных событиях» продается не реальность, а лишь ее модель. Зато мы теперь понимаем, каково было бразильцам, словакам и мексиканцам, попавшим под голливудский квач.