
Медитативная история девушки в поисках слов, дел и устремлений. Как и все предыдущие фильмы Вырыпаева, кино умное, чистое и красивое, располагающее к размышлениям, а не пожиранию попкорна
Медитативная история девушки в поисках слов, дел и устремлений. Как и все предыдущие фильмы Вырыпаева, кино умное, чистое и красивое, располагающее к размышлениям, а не пожиранию попкорна.
Молодая служительница католического польского монастыря Анна отправляется служить в приходе туда, где никогда не ожидала очутиться, – на вершины индийского Тибета. Совершив трансконтинентальный перелет и добравшись до маленького городка в предгорье, Анна оказалась на несколько дней предоставлена сама себе – на пути к ее новому храму разыгралась непогода. Выдавшиеся часы девушка проводит в прогулках по городку и случайных беседах с незнакомцами. Неожиданное смешение культур, иная религия и бесконечные красоты природы помогают Анне ощутить свою причастность к чему-то большому и укрепить свою веру в Бога.
Чтобы сегодня делать фильмы о вере, о поиске Бога или столкновении религий, нужно обладать стальными нервами и недюжинной смелостью – того и гляди, неоязычники разгромят премьеру, учинят актерам травлю или в бессильной злобе уничтожат близстоящий памятник архитектуры. С них станется. Режиссер Иван Вырыпаев нашел интересный способ обходить потенциальные угрозы со стороны явно не слишком интеллектуальных «носителей сакральности» – он просто снимает кино, которое не дано понять человеку, не имеющему души в самом широком понимании этого слова. Отсюда и забавное отношение к фильмам Ивана, их одновременно хвалят и ругают, люди с одинаковыми взглядами на жизнь трактуют ленты противоположным образом, да и общество не определилось с тем, как оценить те же «Кислород» и «Эйфорию». Это надругательство над заповедями или надиктованные Святым Духом притчи? Ответ у каждого свой.
Такая же судьба ждет и «Спасение» – фильм, адресованный сердцу и душе в гораздо большей степени, чем ушам и глазам. Для глаз в нем все просто – девушка приезжает в страну, где не знает ни языка, ни культуры, ни обычаев, ждет несколько дней на «перевалочном пункте», а затем добирается до места назначения. Уши тоже не перенапрягутся – два больших диалога и короткая, подводящая черту последней фразой беседа в финале картины. А вот для всего остального фильм предоставляет массу трактовок, и их разброс уже можно заметить, прочитав реакцию критиков и первых зрителей картины, показанной на «Кинотавре» и ММКФ.
И разбег мнений виден невооруженным глазом. Кто-то воспринял кино как историю поиска Бога, кто-то в большей степени оценил проблемы коммуникации героини с внешним миром. Кто-то в словах собеседников Анны услышал новые притчи, адресованные поколению «ВКонтакте» и «Одноклассников», а кто-то, наоборот, посчитал ленту «приземлением» монашества, утратившего свое влияние в Европе и неспособного вписаться в современный мир. Этим и хорош Вырыпаев, своим «Спасением» дающий каждому зрителю ту подсказку к ответу на самый главный вопрос, которая на самом деле давно хранится в голове человека.
Собственный ответ находит и Анна. Из ее уст в подобной ситуации и с такой интонацией ответ этот звучит несколько странно, но в том и скрывается «Спасение», оно требуется и «невестам Господа», и даже они не ведают, когда и как получат его.
Глупо подходить к картине с позиций чисто кинематографических или, наоборот, религиозных. Для кино «Спасение» достаточно прямолинейно, нет в нем ни столкновения религий (а ведь Анна из католической страны приехала в индуистскую культуру), ни ярких испытаний, посланных Всевышним, нет сколько-то динамичных сцен. С религиозной точки зрения «Спасение» тем более далеко от канонов – где еще вы увидите монахиню, ведущую вполне человеческий образ жизни: собирающую дорожный чемодан, принимающую душ, ходящую, простите, в туалет. Редкий случай – божий человек показан человеком, а не функцией церкви. И именно это смешение простых вещей, элементарных деталей быта, помноженных на великолепные безграничные просторы Тибета, придает ленте особую способность задеть внутренние струны грусти и теплоты.
Только самых восторженных слов заслуживает кроткая Полина Гришина, дебютировавшая в кино. Ее по-настоящему чистый образ, ее искренность, открытость миру ее героини ослепительно контрастируют с тем мракобесием, что волнами накрывает Россию время от времени. Сравнивать католичество и православие не станем, если Бог един, то зритель не сможет не задуматься о том, кто в современном мире спасен, а кто утратил веру, надежду и любовь.