С момента зарождения кинематограф держал в поле своего зрения религию, ведь вера – неотъемлемая часть погружения в вымышленный мир кино
Сколько советских фильмов ужасов вы можете назвать? По мнению историков кино, в СССР существовал всего один настоящий хоррор – «Вий» Константина Ершова и Георгия Кропачева, снятый в 1967 году. Повесть Гоголя и без того вызывала мурашки, а воплощенная на экране история с летающими гробами, восставшими мертвецами и невероятными чудовищами и вовсе доводила зрителей до дрожи – отпевание в церкви никогда еще не было таким жутким. Но это же доселе неведомое чувство страха манило в кинотеатр зрителей, сделав «Вий» одним из лидеров советского кинопроката. Фильм прокатывали много лет, а в 70-х наш хоррор даже закупили для проката в США. В начале 2014 года на экраны выйдет новое прочтение, запасайтесь мелом.
У американцев есть свои культовые хорроры, связанные с церковью. «Изгоняющему дьявола» мы предпочли сериал «Омен», первая часть которого заканчивается именно сценой в церкви. Когда в мир пришел Антихрист, он оказался не монстром с рогами и копытами, а милым мальчиком, даже не особо представляющим, чем он отличается от других детей, – таким предстает дьявол в картине Ричарда Доннера. Режиссер довел градус ужаса до такой величины, что, по воспоминаниям современников, на премьерах у зрителей случались инфаркты. Картина получила три продолжения, а в 2006 году подверглась дословному ремейку, снятому по тому же сценарию, что был в руках у Грегори Пека, исполнителя главной роли в первой картине серии.
Что это мы все пугаем? Не так все ужасно – место церквям находится даже в анимационных лентах студии Disney. Главный герой «Горбуна из Нотр-Дама» Квазимодо, звонарь в церкви собора Парижской Богоматери, влюблен в цыганку Эсмеральду. Однако у красотки-танцовщицы своя жизнь, в которой места одинокому уродцу нет. Картина приходится на ренессанс диснеевской анимации, те годы, когда вышло несколько картин, ставших классикой, тот же «Горбун» заработал в прокате 325 миллионов долларов. Мультфильм, хоть и снят по мотивам романа Гюго, от первоисточника отошел очень далеко, но, несмотря на это, он остается одной из самых мрачных лент в истории студии, подарившей миру Микки Мауса.
Громко смеяться в церкви не рекомендуется, но как сдержаться, когда о делах божественных начинает рассказывать Кевин Смит! Выдуманная им история о падших ангелах, мечтающих вернуться на небеса, воспользовавшись лазейкой в церковных догматах, не могла не вызвать гнева католической церкви. Несколько католических организаций призывали к бойкоту фильма, но даже это Смит обернул в свою пользу – он влился в протест и даже попал в телерепортаж с осуждающим плакатом и гневным интервью! В фильме занято множество ярких актеров, в сюжет вплетено множество отсылок к классике кино, комиксов и массмедиа – наряду с «Клерками» «Догма» считается одним из лучших фильмов Молчаливого Боба.
Рассказ о храмах и церквях не был бы объективным, если бы мы не вспомнили хотя бы одно серьезное произведение, посвященное вере и религии. Мы выбрали для иллюстрации подлинной значимости веры драму Павла Лунгина «Остров». Главный герой картины – инок-отшельник Анатолий, в молодости он совершил тяжкий грех и остаток своей жизни проводит в неустанных молитвах и помощи страждущим. Истинная вера ведет Анатолия по жизни, а в конце дарит заслуженное искупление. Для переживавшего нелегкие времена российского кино «Остров» стал настоящим открытием – картина получила шесть призов «Ника» и столько же «Золотых орлов», а Петр Мамонов стал вполне официально именоваться актером.
Вернемся, однако, к кино развлекательному, тем более что экранизации романов Дэна Брауна несут не только увеселительные, но и познавательные функции. Интересно, что и «Код да Винчи», и «Ангелы и демоны», и готовящийся к экранизации «Инферно» – романы об ученом-исследователе Роберте Лэнгдоне – так или иначе касаются дел божественных. Мы для своего списка выбрали второй фильм Рона Ховарда, ведь в нем очень большая часть повествования выделена под процедуру избрания Папы Римского, которая проходит в святая святых католической церкви – Ватикане. Интересно, что, в отличие от книги, которую теологи называли «открытым бесстыдством», фильм удостоился лояльной оценки папства.
Если в предыдущем фильме ареной действия стал целый город-храм, то для финальной схватки Джеймса Бонда и Рауля Сильвы подошла малюсенькая церковь на севере Шотландии. Под ее крышей могла закончиться жизнь знаменитого Агента 007, но схватка окончилась гибелью героя Хавьера Бардема и смертью руководителя британской разведки М. В результате Дэниел Крэйг подписан еще на два фильма, Джуди Денч сменил Рэйф Файнс, а Сэм Мендес выступит постановщиком второго подряд фильма серии. Лучшая, по мнению большинства зрителей и критиков, картина бондианы собрала множество наград, вытащила из долговой ямы студию MGM и подарила надежду на возрождение самой долгоиграющей франшизы в кино. С божьей помощью, не иначе.