Не любите хорроры? Тогда мы идем к вам. Если ваша нервная система не готова к суровым ужастикам, а пощекотать себе нервы хочется, то предлагаем вам смешанный жанр комедийного хоррора, где будет и весело и немного страшно.
Не любите хорроры? Тогда мы идем к вам. Если ваша нервная система не готова к суровым ужастикам, а пощекотать себе нервы хочется, то предлагаем вам смешанный жанр комедийного хоррора, где будет и весело и немного страшно.
Сегодня вряд ли кто-то воспринимает картину Айвана Райтмана «Охотники за привидениями» как полновесный фильм ужасов, однако первоначальная идея картины была куда более серьезной и даже мрачной. Увлекшийся паранормальными явлениями Дэн Эйкройд писал сценарий с расчетом на большую научно-фантастическую постановку с путешествиями во времени, битвами с монстрами и охотой на призраков. И все эти привидения должны были быть отнюдь не дружелюбными. В процессе концепция несколько изменилась – комедийная составляющая стала превалирующей, а картина превратилась в комедийный блокбастер. Что, впрочем, не уменьшает качество ленты.
Другими сверхъестественными существами, атаковавшими американские кинотеатры в 1984 году, стали «Гремлины» Джо Данте. Воодушевленный идеей Криса Коламбуса и энергией Стивена Спилберга, Джо Данте снял идеальную рождественскую страшную сказку, в которой милейшее существо превращается в монстра, способного разрушить целый город. Несмотря на то что лента считается семейным фильмом, многие кинотеатры были атакованы разъяренными родителями, чьи чада были напуганы Гремлинами, а скандал, разгоревшийся вокруг возрастного ограничения картины, привел к пересмотру правил присуждения рейтинга Американской ассоциацией кинопроката.
Самой крупной франшизой в жанре комедийного хоррора («Очень страшное кино» мы оставляем за скобками, это все-таки полновесная комедия) считается «Возвращение живых мертвецов», которую составляют пять фильмов. Первая лента, вышедшая в 1984 году, является своего рода вольным ремейком легендарной «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро, однако «Возвращение» сдобрено изрядной порцией юмора и имеет ту незабываемую легкость, с которой смотрятся по-настоящему качественные фильмы. Интересно, что в этой картине «зомби» сменили свой стиль – они научились бегать, действовать сообща и даже разговаривать.
Если уж сам Роджер Эберт отозвался о «Реаниматоре» Стюарта Гордона и Брайана Юзны как о гениальном, то нам нет никакой нужды объяснять появление этого фильма в топе. Бессовестно кровавый, безумно дерзкий и бесконечно смешной рассказ о враче, ищущем средство продления жизни, стал настоящим украшением жанра хоррор, а исполнитель главной роли Джеффри Комбс превратился в икону фильмов ужасов. Сделанный за копейки дебютантами, любителями и студентами фильм породил франшизу, продолжения которой ждут тысячи поклонников доктора Герберта Уэста.
До того как «Сумерки» превратили вампиров в гламурных героев светской хроники, клыкастые монстры пугали зрителей будь здоров. Создатели фильма ужасов «Ночь страха» сыграли со зрителями в зловещую игру – заставили поверить в то, что вурдалаком может оказаться даже их неприметный сосед. Впечатлительный герой фильма верит в существование сверхъестественных монстров, сосущих человеческую кровь, а вот его соседи и знакомые – не очень. Но самое смешное (а посмеяться в фильме есть над чем) заключается в том, что в вампиров не верит тот, кто, казалось бы, должен разбираться в вопросе лучше всех.
Зрители, изрядно подрожав на сеансе «Зловещих мертвецов» Сэма Рейми, вправе были рассчитывать на то, что сиквел фильма ужасов о хижине в лесу и бесстрашном Эше не уступит оригиналу в умении нагнетать жуткую атмосферу. И ведь первые несколько минут все идет отлично, а затем… Затем картина превращается в череду гэгов, которые, по словам самого Рейми, он подсмотрел в стариннах короткометражках «Трех идиотов». Переосмысленная и перевернутая с ног на голову страшная картина оказалась культовой для поклонников жанра, бензопила превратилась в неотъемлемый атрибут любого охотника на чудовищ, а Брюс Кэмпбелл стал наконец суперзвездой.
Лучший голливудский рассказчик страшных сказок Тим Бёртон дебютировал на большом экране цветастой семейной лентой «Большое приключение Пи-Ви», однако уже следующая работа раскрыла мрачный талант будущего автора «Бэтмена», «Суини Тодда» и «Больших глаз». «Битлджус» – это история о привидениях, точнее, о том, откуда эти привидения берутся и почему они себя так ведут. Чета главных героев отправилась в лучший мир раньше отведенного им срока, и, прежде чем обрести вечный покой, Мейтленды пытаются отстоять свой дом, куда въехали новые жильцы. На помощь они призывают экстравагантного Битлджуса, специалиста по выведению людей.
Прежде чем стать большой драматической звездой, обладателем «Золотого глобуса» и приза Американской гильдии киноактеров, Кевин Бэйкон перебивался с хлеба на воду, играя в самых разных проектах. Увидеть этого актера можно, например, в «Пятница, 13-е» и в «Самолетом, поездом, автомобилем», но подлинной презентацией для Бэйкона стал комедийный хоррор «Дрожь земли», где он играет разнорабочего в пустыне Невада, куда повадились прокапывать свои ходы здоровенные монстры-черви. Успешный комедийный ужастик с симпатичными чудищами и забавными героями породил линейку продолжений, состоящую из трех полнометражных лент и телесериала.
Даже самые преданные поклонники трилогий «Властелин Колец» и «Хоббит» сейчас редко вспоминают о том, с чего начинал их кумир режиссер Питер Джексон. А ведь в карьере этого постановщика есть две весьма примечательные картины – «Страшилы» и «Живая мертвечина». Последняя зрителям пришлась особенно по вкусу, если так можно сказать о ленте, долгое время считавшейся самой кровавой в истории кино. Снова на передовой зомби, снова неконтролируемая вспышка инфекции, снова в ход в борьбе с ожившими мертвецами идут любые средства, от блендера до газонокосилки. А вот совместного распития виски человеком и зомби вы не увидите больше нигде.
Когда сценарист Кевин Уильямсон при поддержке братьев Вайнштейн пытался найти постановщика для фильма «Крик», он был удручен тем, что многие, прочитав кровавый, полный самых жутких подробностей убийств скрипт, воспринимали будущий фильм как черную комедию. Уэс Крэйвен также не стал лишать ленту ненавязчивого внутреннего юмора, лишь немного завуалировав его, а картину превратив в набор отсылок к классическим хоррорам. Баланс страха и смеха, ужасов и юмора сделал «Крик» культовой лентой своего поколения, интерес к знаменитой картине не утрачен до сих пор – недавно франшиза, насчитывающая четыре полнометражных фильма, пополнилась телесериалом.
Одним из лучших примеров хоррор-пародии является комедия Эдгара Райта «Зомби по имени Шон». Основывающийся на правилах игры, заданных Джоржем Ромеро еще в 1968 году, фильм Райта погружает зрителя в самую гущу очередного зомби-апокалипсиса, выжить в котором суждено только самым изобретательным. Особенная ухмылка судьбы применительно к «Шону» видится нам в том факте, что в британский прокат картина вышла на две недели позже запланированного срока. Причина? Выпуск в прокат очередного творения вселенной Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов». Если ходячим тесно в кинозалах, то представьте себе, что будет твориться в мегаполисах в момент массовой зомби-эпидемии.
Если герои «Зомби по имени Шон» вспышку оживления мертвецов решили переждать дома, чтобы не удаляться на большое расстояние от любимого паба, то персонажам комедийного хоррора «Добро пожаловать в Зомбиленд» на месте после первой встречи с мертвяками не сиделось. Постапокалиптический дебют режиссера Рубена Флейшера подкупает прежде всего актерскими работами, каждый персонаж здесь – настоящий герой, каждый был бы сам по себе, не останься от человечества жалкие ошметки. Путешествие через полстраны превращается в подлинное испытание, зомби ждут за каждым поворотом, за каждой дверью, в каждом доме.
Компания студентов едет отдохнуть в горы и встречает на пути пару местных простаков. Молодые люди смотрели много фильмов ужасов и знают, насколько опасными могут быть ссоры с местными и чем чреваты подобные «неслучайные» знакомства. И страхи скоро становятся реальностью, студенты начинают погибать один за другим самыми страшными и болезненными способами. «Убойные каникулы» очаровательны тем, что сюжет картины резко поворачивается и превращает заранее записанных зрителем в злодеи «деревенщин» в жертв злобных «горожан». Получился этакий «У холмов есть глаза» наоборот – оригинальный и трогательный фильм о том, во что нас превращает страх.
А вот другой вариант развития набившего оскомину сюжета о группе молодых людей, отправившихся в загородный домик вдали от людей, – картина «Хижина в лесу». Здесь герои не просто оказываются в западне, они еще и становятся жертвами жуткого ритуала, призванного задобрить древних монстров. Ритуал должен сопровождаться кровью и ужасом, поэтому молодежь подвергается атакам хоррор-штампов. Просмотр «Хижины» превращается не только в кровавое пиршество, но и в игру «Угадай клише» – авторы собрали под одной крышей практически все, что знали о фильмах ужасов. Знаете больше? Скорее снимайте «Хижину 2»!
Легко смеяться над зомби – они не слишком быстры и смышлены. А вы попробуйте подшутить над вампирами, эти могут и ответить, да так, что мало не покажется. Даже если вы все-все знаете о вампирах, не откажите себе в удовольствии посмотреть псевдодокументальный фильм «Реальные упыри» новозеландских кинематографистов. Это не только полная энциклопедия вампирских умений и слабых мест, это еще и возможность погрузиться в быт и рутину жизни этих ночных существ. Кроме познавательной стороны это еще и невероятно смешно – у этих парней проблемы такие, что нам и не снились, вампиром сегодня быть гораздо тяжелее, чем столетие назад.