Бойко начинающаяся, но быстро скучнеющая трагикомедия о самоубийцах, решивших отложить свою гибель
В ночь на Новый год на вершине лондонского небоскреба встречаются четверо: бывший телеведущий Мартин (Пирс Броснан), мать-одиночка Морин (Тони Колетт), дочь политика Джесс (Имоджен Путс) и разносчик пиццы Джей-Джей (Аарон Пол). Все они забрались на крышу, чтобы покончить с собой, однако внезапное знакомство нарушает их планы, и они заключают пакт: дожить до Дня святого Валентина. Вскоре после этого несостоявшиеся самоубийцы становятся лучшими друзьями…
Дебютная англоязычная лента француза Паскаля Шомеля, бывшего второго режиссера Люка Бессона и постановщика ромкомов «Сердцеед» и «Замуж на 2 дня», начинается безукоризненно. Вечерний Лондон, яркие актеры в уморительно-нелепой сцене на крыше («Может, вы прыгните первой?»), обилие черного юмора… Когда зачин ленты заканчивается подписанием пакта на обороте предсмертной записки, кажется, что персонажей ждет удивительное приключение, а зрителей – великолепный фильм, соединяющий драму, комедию и мелодраму. Чем займутся герои, получившие второй шанс на жизнь?
Пять минут спустя предвкушение сменяется гордостью – гордостью за создателей российской комедии «Самоубийцы». У их фильма были и проблемы, и недостатки, но это было кино, достойное затронутой темы. Кино настолько экстремальное, насколько экстремальна сама идея покончить с собой. И когда смотришь «Долгое падение», осознаешь, что Шомелю нужно было не экранизировать роман Ника Хорнби, сглаживая немногочисленные драматические углы и без того слащавого повествования, а снимать ремейк «Самоубийц», адаптируя их экстрим к лондонским реалиям.
Что же делают герои «Падения», не видевшие фильм Егора Баранова? Сперва они идут на ТВ и устраивают медиацирк вокруг своего пакта и «чудесного спасения» (выпендрежница Джесс заявляет, что им явился прекрасный ангел и предостерег их от самоубийства). Затем им надоедает бегать от папарацци, и они отправляются отдыхать на юга. Побегав по песочку, они ссорятся, затем мирятся и в финале живут дружно и счастливо. И что, это все?!!!
Да, это все. Конечно, они по ходу действия произносят несколько проникновенных монологов, раскрывают друг другу свои весьма неглубокие души, время от времени хохмят (куда реже, чем в начале ленты)… И пошловатой сентиментальности в фильме – черпать не вычерпать. Но в содержательном плане все это очень мелко. «Самоубийцы» начинаются, когда герои решают временно себя не убивать, а «Долгое падение» в этот момент, в сущности, заканчивается. Ведь все четверо персонажей страдают от одиночества, и их знакомство само по себе решает их главную проблему. Вопрос лишь в том, когда герои это осознают.
Конечно, все это позитивно и жизнеутверждающе, но хотелось бы большего. И «Самоубийцы» доказывают, что это «большее» вполне возможно и что людям, почувствовавшим дыхание смерти, есть чем заняться, кроме пустопорожних выступлений в ток-шоу и разорения мини-бара на курорте.
Осознавать сюжетную бедность фильма тем обиднее, чем лучше знаешь, на что способны играющие в нем актеры. Бывший Бонд и бывший герой сериала «Во все тяжкие» были бы уместны в самых безумных историях. А в компании Путс и Колетт Броснан и Пол и вовсе могли бы свернуть горы. В фильме же Шомеля они вместо этого ходят друг к другу в гости, как Пятачок и Винни-Пух. При этом Путс вечно язвит, Броснан устало иронизирует, Пол одухотворенно молчит, а Коллет изображает квохчущую наседку (сын ее героини из-за тяжелого заболевания ведет жизнь овоща и во всем зависит от матери). Зрителям же остается лишь переглядываться, посматривать на часы и ждать, когда персонажи наконец поймут, что сюжет себя исчерпал.