Удачно начинающийся, но нелепо и оскорбительно для зрителей завершающийся малобюджетный триллер с известными актерами
Удачно начинающийся, но нелепо и оскорбительно для зрителей завершающийся малобюджетный триллер с известными актерами.
Америка 1980-х. Провинциальный бизнесмен Ричард Дейн (Майкл К. Холл) просыпается среди ночи и осознает, что в его дом кто-то вломился. Дрожащими руками он заряжает отцовский пистолет, проходит по коридору в поисках преступника и, увидев его, почти сразу же стреляет. Преступник падает как подкошенный. Приехавшие по вызову полицейские объясняют мужчине, что он имел полное право применить оружие и что убитый им человек – находившийся в розыске бандит. Дейн, однако, не чувствует себя героем. Он мучается угрызениями совести, и к ним добавляется смертельный ужас, когда в округе объявляется отец грабителя Бен Расселл (Сэм Шепард, который прозрачно намекает Ричарду, что в отместку разделается с его семьей.
Первый триллер в творчестве независимого постановщика Джима Микла, ранее работавшего над малобюджетными хоррорами, начинается превосходно, почти идеально. В кои-то веки американская картина показывает оправданное убийство как событие, которое не забывается сию же секунду, а тяжелым грузом ложится на совесть мирного человека, едва умеющего стрелять!
Конечно, соседи и полицейские, как настоящие американцы, чествуют Ричарда как героя. Но мужчина отлично осознает, что отнял чужую жизнь. И его душевная боль удваивается и утраивается, когда оказывается, что теперь опасность грозит его семье и что Бен Расселл – не беспомощный старичок, а суровый уголовник, у которого в жизни ничего не осталось, кроме жажды мести. Мощный психологизм, реалистичное действие, яркие актеры, густая атмосфера триллеров 1980-х (тревожная синтезаторная музыка картины вдохновлена саундтреком «Хэллоуина» и других лент Джона Карпентера)… Великолепный зачин для увлекательного кино!
Затем, однако, случается нечто странное и нелепое. Лента, поставленная по роману жанрового писателя и сценариста Джо Лансдейла, делает сперва один, а затем другой резкий сюжетный поворот, и центробежная сила вытряхивает из картины все хорошее, что туда было положено в первые минуты фильма. Прежде всего, Дейн оттесняется на второй сюжетный план. Он становится настолько не важен для повествования, что его участие в кульминации можно объяснить лишь тем, что Майкл К. Холл подписался играть главного героя, а не персонажа, сбегающего из действия посреди фильма. Никаких иных, внутренних причин у Ричарда участвовать в финале нет. Зато у него есть штук десять веских причин держаться от происходящего подальше и несколько возможностей исправить положение так, чтобы никто из дорогих ему людей гарантированно не пострадал.
Далее, фильм забывает о том, как морально трудно главному герою убить человека, и превращает Дейна в экшен-героя – не защищающегося, а нападающего на тех, кто даже не знает о его существовании. Это просто плевок в душу тем, кто обрадовался было, что «Холод в июле» окажется вариацией на темы «Преступления и наказания», а не плоским триллером-боевиком с простеньким экшеном. Также картина начисто отбрасывает реализм и пытается убедить зрителей, что (внимание, спойлер!) полиция будет прикрывать серийного убийцу в благодарность за то, что он дал показания против мафии. Да, американские власти многое могут простить человеку, согласному стать свидетелем против влиятельной банды. Но все же не серийные убийства, совершенные уже после договора с прокурором. И не в том случае, когда убийца уже дал показания и исчерпал свою полезность для суда. Защита свидетеля – это плата за помощь правосудию, а не индульгенция будущих преступлений. Наоборот, копы с готовностью упрячут в тюрьму того, кто ранее ушел от заслуженного наказания, сдав своих подельников. «Вор должен сидеть в тюрьме». А обнаглевший серийный убийца – и подавно. И это не единственный логический ляп второй половины фильма – просто самый абсурдный и нестерпимый.
Наконец, «Холод в июле» откачивает им же самым созданную мрачно-тревожную, почти хоррорную атмосферу и вводит в сюжет персонажа Дона Джонсона – эталонного комичного техасского «ковбоя», который одевается как на родео, именуется Джим Боб Люк и в свободное от работы частным детективом время разводит свиней. Да, это восхитительный, ярчайший персонаж, но не для такого кино! И хотя в конечном итоге Джим Боб Люк оказывается не клоуном, а серьезным и крутым мужиком, его присутствие вкупе с нелепостью второй половины сюжета превращает фильм в трэш, над которым хочется смеяться, даже когда он пытается давить на чувства.
Да, защитники фильма пишут, что Джим Микл создал не только остросюжетное, но еще и непредсказуемое кино, и это жирный плюс в эпоху сценариев, финал которых предопределен еще на первых страницах. Также можно сказать, что после нескольких лет в роли маньяка Декстера из одноименного сериала Майкл К. Холл убедительнее во второй половине фильма в образе «крутого парня», чем в первой половине фильма, где у него дрожат руки, когда он заряжает револьвер. И все это совершенно верно. Но две половинки «Холода» настолько разные по сути и духу, что они не дополняют друг друга, а взаимно аннигилируется и оставляют неприятное, радиоактивное послевкусие.