Эмоционально кастрированный и потому слабый ремейк исторического романтического триллера о мужчине в женском пансионе
В разгар Гражданской войны в США девочка из пансиона в южном штате Виргиния находит в лесу раненого капрала северян Джона МакБерни (Колин Фаррелл). Мужчина умоляет ему помочь, и девочка отводит капрала в свое заведение, где живут несколько воспитанниц, учительница Эдвина (Кирстен Данст) и владелица Марта (Николь Кидман). По правилам вражеского солдата нужно отдать армии южан, но Марта решает сперва подлечить Джона, дабы он смог выжить в плену. МакБерни пользуется этой возможностью, чтобы подольститься к взрослым женщинам и даже к старшей воспитаннице Алисии (Эль Фаннинг). Давно не видевшие обольстительных мужчин обитательницы пансиона быстро отвечают ему взаимностью.
В 1971 году режиссер Дон Сигел и актер Клинт Иствуд совместно выпустили два фильма. Первым из них был полицейский триллер «Грязный Гарри», который стал ключевой картиной своего жанра. Вторая тогдашняя лента Сигела и Иствуда «Обманутый» не столь известна, но это тоже значимое жанровое произведение – мелодраматичный триллер в стиле «южная готика» (то есть кино о мрачных тайнах юга Америки). В полном соответствии с циничным духом 1970-х «Обманутый» рассказывал о солдате-соблазнителе, который нарывался на клоаку еще более мутных особ (даром что это были привилегированные барышни), и их взаимные любовные интриги приводили к трагедии. Симпатии актера и режиссера были скорее на стороне Джона, но в целом из фильма следовало, что мужчины и женщины друг друга стоят.
Для своего времени «Обманутый» был весьма феминистской картиной, однако сейчас феминизм все чаще понимается не как борьба за равенство полов, а как борьба за женское превосходство. Так что когда постановщица «Девственниц-самоубийц» и «Трудностей перевода» София Коппола решила «обновить» «Обманутого» в соответствии с современными ценностями, то получившееся у нее «Роковое искушение» смотрится как почти полное оправдание героинь и почти полное взваливание всей вины на Джона. Тот оказывается чуть ли не ирландским дьяволом, просочившимся в приличный дом, чтобы эксплуатировать его добродетельных обитательниц.
Цельность видения Копполы впечатляет. Ее героини носят «парадные» белоснежные платья (абсолютно неправдоподобные, поскольку женщины и девочки выполняют все работу по дому и огороду), среди них доминируют блондинки, и лица у них благородные и сдержанные. Контраст с героинями «Обманутого» разительный. Там были темные волосы, практичные серые платья и не особенно модельные лица, нередко перекошенные переживаниями. Ближе к концу «Обманутого» героини казались гарпиями, а у Копполы женщины так и остаются ангелами, и в их поступках нельзя разглядеть «черноты». Даже их агрессия морально оправдана. Это самозащита, а не кровавая эскалация словесных и любовных страстей, как в «Обманутом».
Конечно, у постановщика всегда есть право на переосмысление и вольную интерпретацию исходного материала, особенно если это не великая классика. Тем более у женщины есть полное право посмотреть с женской точки зрения на историю, которую прежде рассказали мужчины. Но Коппола не просто свела неоднозначный сюжет к однозначно антимужскому. Она превратила эмоциональное и увлекательное повествование в церемонное светское чаепитие с небольшим налетом юмора. Фильм отлично усыпляет, даже если пришел в кино выспавшимся. Лишь в кульминации температура ленты повышается, но не намного. И поднимает ее в основном Джон, а не героини. Аристократизм аристократизмом, но все-таки это должно было быть жаркое южное, а не холодное скандинавское кино. Особенно когда экшена в сюжете почти нет и драматизм оригинала в основном заключен в словах, жестах и взглядах.
Актера и актрис при этом упрекнуть не в чем. Они играют то, что им предписано, и со своими задачами вполне справляются. Однако задачи эти совсем не те, которые стоило бы решать в жанровой картине. А для артхауса у «Рокового искушения» недостаточно идейной глубины, художественной силы, постановочной оригинальности и прочих достоинств авторского искусства. Проще говоря, это совершенно неинтересное кино – два шага назад, а не шаг вперед в сравнении с лентой Сигела.
С 27 июля в кино.