Историческая драма о том, как появился педагогический метод Монтессори.
Парижская куртизанка Лили (Лейла Бехти) наслаждается богемным образом жизни в кругу ухажеров. Идиллию может разрушить появление на пороге дома дочери Тины с особенностями психофизического развития (Рафаэль Сонневилль-Каби), которую героиня несколько лет назад оставила на воспитание родственникам. Лили отправляется в Рим, где находится пансион для детей со специальными потребностями. Там женщина знакомится с Марией Монтессори (Жазмин Тринка) — докторкой, которая управляет учреждением вместе с коллегой и по совместительству романтическим партнером врачом Джузеппе Монтесано (Раффаэле Эспозито). Итальянка посвятила всю жизнь разработке педагогического метода для детей с трудностями в обучении. Чуть позже Мария будет применять выведенные принципы и к нейротипичным ученикам. Знакомство с необычной женщиной меняет представления Лили о собственной «неудобной» дочери.
Дебютантка Леа Тодоров в своем первом фильме сосредотачивает внимание на фигуре Марии Монтессори — женщины, известной благодаря особой педагогической системе. Режиссерке повезло с выбором актрисы на главную роль: Жазмин Тринка органично вписывается в образ добросердечной итальянки, которой движут гуманистические идеи. В 2017 году актриса получила приз секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля за роль в картине «Везучая».
Не нужно быть профессиональным педагогом, чтобы иметь кое-какие представления о методе Монтессори. Самостоятельность, благоприятная среда, чувство свободы — вот некоторые из принципов системы итальянки. Сегодня метод Монтессори используется во многих государственных и частных образовательных учреждениях. Байопик об известной личности, очевидно, был всего лишь вопросом времени. Правда, назвать картину Тодоров классической биографической драмой довольно сложно. Во-первых, режиссерка избегает избитой формулы «родился, вырос, добился успеха». Во-вторых, в фильме две главные героини — Мария и Лили (куртизанка является вымышленным персонажем). И Тодоров исследует связь между разными женщинами, каждая из которых по-своему влияет на жизнь другой. Мария показывает парижанке силу заботы и любви по отношению к детям, а Лили учит педагогиню брать жизнь в свои руки и выходить из тени мужчин. Поразительно, но за свои труды до поры до времени Монтессори не получала денег. Все финансы в пансионе находились под контролем Джузеппе.
«Монтессори: Воспитание любовью» — аккуратная зарисовка переломной эпохи, когда предубеждения одно за другим разбиваются вдребезги. На дворе начало ХХ века: женщины все еще должны бороться за право занимать те же должности, что и мужчины, а дети с особенностями развития считаются «идиотами». Марии Монтессори удалось бросить вызов стереотипам дважды: сначала она становится первой женщиной-врачом в Италии, а позже доказывает коллегам, что дети с особыми нуждами способны стать частью общества. К слову, в фильме сыграли реальные дети с ОПФР. Зритель вместе с Лили знакомится с миром пансиона, испытывая одновременно жалость, сочувствие и трепет. Большую часть фильма мы наблюдаем, как Мария с заботой относится к подопечным. При этом сама героиня лишена возможности воспитывать сына Марио. Монтессори родила ребенка вне брака и отдала его кормилице: только так женщина могла сохранить репутацию и не испортить будущее мальчика. Джузеппе, будучи отцом Марио, предлагает Марии заключить брак. Но Монтессори непоколебима: замужество способно поработить женщину и разрушить ее карьеру. Мятежница всю жизнь шла против правил и не собирается сдавать позиции.
Биографию Монтессори, богатую на события, сложно уместить в один фильм. Легко понять Тодоров, которая пыталась включить в ленту и тему феминизма, и вопросы материнства, и романтические перипетии, и сюжет о женской дружбе. Возможно, история выглядела бы более складной в формате мини-сериала. Впрочем, небольшая перегруженность не мешает фильму покорить зрительские сердца. Не зря в российском названии картины присутствует фраза «воспитание любовью» — этого принципа придерживалась Монтессори, мотив пронизывает и всю картину. Женщина с огромным сердцем учит доброте кокетку Лили и заодно всех, кто прикован к экрану. И как бы банально это ни звучало, картина Тодоров напоминает о величайшей силе гуманизма. Что в 1900-е, что в 2000-е правила жизни не меняются: человеколюбие и принятие если и не спасут мир, но точно сделают его чуточку лучше.