Один из лучших фильмов Вуди Аллена в новом веке, украшенный мастерской операторской работой и блестящими ролями Кейт Уинслет и Джеймса Белуши
Кони Айленд 50-х годов – живописное место на окраине Нью-Йорка, гигантский парк развлечений, в котором, впрочем, далеко не всем весело. Так, неудавшаяся актриса Джинни (Кейт Уинслет) давно разменяла мечты о звездной карьере на мелочь, которую она зарабатывает официанткой в местном кафе. Ее муж Хампти (Джеймс Белуши) – человек простой и не в состоянии дать Джинни то, что ей нужно, поэтому она заводит роман с юным спасателем Микки (Джастин Тимберлейк), который надеется стать великим драматургом. В этот любовный треугольник вклинивается дочь Хампти Каролина (Джуно Темпл), обратившаяся за помощью к отцу после того, как на нее объявила охоту мафия.
Вуди Аллен вот уже которое десятилетие снимает по фильму в год, и все это время, особенно в новом веке, критики то разочаровываются в нем (исписался!), то снова в него страстно влюбляются. Чтобы избежать этих американских горок биполярности, правильнее относиться к его творчеству как к своеобразному сериалу-энциклопедии, которую Аллен ежегодно пополняет новыми эпизодами-статьями – одни могут быть удачнее других, но все они бесспорно написаны человеком большого таланта, который периодически подтверждает его особенно яркими всплесками.
Хорошая новость в том, что «Колесо чудес» – как раз такой всплеск. Точная в деталях, остроумная и по-хорошему мизантропичная трагикомедия, препарирующая человеческий эгоизм практически во всех его проявлениях – все четыре центральных персонажа фильма настроены исключительно на то, чтобы брать. Джинни – замученная бытом, уже немолодая женщина, для которой роман с Микки становится последним шансом удержать ускользающую молодость и вновь прикоснуться к забытой мечте. Сам Микки – «конченый романтик», который видит себя честным и открытым Дон Кихотом, но на деле ведет себя как слон в посудной лавке и неспособен прочувствовать ту боль, которую доставляет другим. Хампти – абсолютно приземленный прагматик, которому жена нужна лишь для того, чтобы следить за домом и поддерживать его в трудные минуты. Каролина же, в свою очередь, девочка-эльф, которая порхает по жизни, отталкиваясь от чужих плеч, – и она вроде бы не делает никому ничего дурного, но за ней остается выжженная земля.
Подобные персонажи, очутись они в мейнстримной голливудской комедии от какой-нибудь Норы Эфрон, предстали бы перед нами милыми эксцентриками, но Вуди Аллен в «Колесе чудес» идет дальше и пересекает траектории этих четырех небесных светил – Джинни и Каролина поневоле становятся соперницами, Микки из пылкого мечтателя превращается в демагогствующего чистоплюя, а Хампти упрямо не замечает ничего, что творится у него под носом, не считывая даже самые очевидные тревожные звоночки.
Мастерство, с которым Аллен сначала выстраивает хрупкую конструкцию их отношений, а затем со смаком ее рушит, внушает неподдельное восхищение – как сценарист и постановщик он по-прежнему в отличной форме. Но в «Колесе чудес» ему еще и необычайно помогают «картинкой» – тут потрясающе передана эпоха середины прошлого века, совершенно невероятно проработан свет и блестяще выстроен кадр, все благодаря мастерству живой легенды Витторио Стораро. На редкость удачно выступили и актеры, среди которых выделяются Джеймс Белуши, сочно играющий неотесанного реднека, в котором нет ничего от его разбитных комических героев 80-х, и Кейт Уинслет, для которой эта роль «заокеанской Раисы Захаровны» вообще одна из самых сложных и эффектных работ последнего десятилетия.
Единственное «но» – как и в случае многих других фильмов Вуди Аллена, это определенно не «сюжетное» кино, тут важнее не события, а то, какой эффект они оказывают на персонажей. Аллен наблюдает за интересными ему героями, но не дает им равнозначно интригующей истории, из-за чего финал оставляет с чувством даже не легкого, а вполне ощутимого голода. Тем не менее «Колесо чудес» прекрасно работает на послевкусии, заставляя уже после окончания просмотра возвращаться к этим героям, их особенностям и поступкам снова и снова, а это в наше время киношного фастфуда, переваривающегося без остатка уже на финальных титрах, очень редкое – и ценное! – качество.
С 8 февраля в кино.