Еще до появления кинематографа в литературе был популярен жанр не только «святочного рассказа» (то есть доброго), но и рассказа «крещенского» (то есть страшного). Современный Голливуд старается не отставать от традиции
В канун Нового года некий психопат звонит в эфир популярного телешоу, чтобы известить общественность о своих планах: каждый раз, как праздник будет наступать в очередном часовом поясе, он будет убивать по человеку. Кульминацией веселья должна стать смерть рок-певицы Дайаны Салливэн. К реализации дьявольской задумки маньяк, называющий себя Злом, приступает немедленно – для этого у него есть нож, маска, полный шкаф «маскировочных» костюмов и умение обаять кого угодно.
«Новогоднее зло» – довольно нестандартный хоррор, мешающий в один коктейль классический слэшер с триллером и детективной интригой. В этом есть свои плюсы, но в коммерческий успех они не вылились: желание авторов усидеть на нескольких стульях привело к тому, что любители расчлененки нашли ленту недостаточно кровавой, а поклонники детективов – как раз наоборот. Смесь любопытных идей с затасканными клише, запоминающийся злодей при довольно невыразительной протагонистке, невысокий бюджет, старомодный семидесятнический дух, довольно однообразные убийства, отсутствие в кадре снега и, как следствие, реального новогоднего настроения – все это привело к тому, что фильм Эммета Олстона проскочил мимо внимания широких масс, и потенциальный сиквел, на который явно намекали создатели, так и не случился. Последнее, однако, не мешает «Новогоднему злу» оставаться классикой, о которой широкие массы, может, и забыли, но хоррор-фаны – нет.
Студенты-медики решают подшутить над своим застенчивым приятелем Кенни, подложив ему в постель женский труп – в результате этого «доброго» пранка молодой человек оказывается в психушке. Когда три года спустя та же компания решит отметить Новый год, устроив костюмированную вечеринку на арендованном поезде, некто начинает устранять одного за другим всех участников давнего розыгрыша. Идентифицировать убийцу тем более непросто, что он постоянно меняет маски, которые отбирает у своих жертв.
Еще один слэшер 1980 г.р., скроенный по классическим лекалам: убийца в маске, группа туповатых студентов на заклание, щепотка обнаженки, Джейми Ли Кертис в роли «королевы крика». Кроме обязательного набора штампов есть и бонусы: стильная операторская работа Джона Олкотта (чуть позже он снимет кубриковское «Сияние»), необычное место действия и фокусник Дэвид Копперфильд в одной из ролей. Хотя критики активно разругали дебютную работу будущего режиссера «Завтра не умрет никогда» Роджера Споттисвуда, назвав ее вторичной, картина вполне окупилась и в 2008 году породила нечто вроде евроремейка с Торой Берч. В золотой фонд «лучших ролей Джейми Ли» «Поезд страха» въехать не сумел, но сегодня его стоит посмотреть хотя бы ради молодого Копперфильда – особенно порадуются те, кто знаменитого фокусника терпеть не может.
На новогодней вечеринке Кевин и Тиффани принимают вещества, от которых мир становится волшебным и непредсказуемым. Домой им после этого, разумеется, попасть не судьба – а вот сломать машину и заблудиться в лесу, окончательно потеряв голову от наркотических галлюцинаций, удается вполне.
Режиссерский дебют телевизионного актера Брайана МакНамары (помимо прочего, сыгравшего в «Потерянной связи» одну из ролей) принято поругивать – за малый бюджет, за отсутствие звезд, за затянутость, – и, в общем, совершенно справедливо. Хотя титр «основано на реальной истории» автоматически прибавляет фильму жути, а сюжет только кажется предсказуемым, развязка, скорее всего, застанет вас врасплох.
Новогодняя вечеринка, устроенная молодежью на верхнем этаже небоскреба, перестает быть томной, когда семерым участникам веселья приходит SMS с приглашением на «более эксклюзивное событие». Чтобы попасть на закрытую ВИП-пати, нужно спуститься несколькими этажами ниже, код от дверей прилагается. Естественно, никакой вечеринки тусовщики в указанном месте не обнаружат, а найдут лишь безлюдный этаж с набором смертельных ловушек, расставленных «режиссером» мероприятия, которому каждый из гостей чем-то сильно не угодил. До второго января доживут не все…
Снятая в Германии «Стальная ловушка» Луиса Камара – хоррор, по многим параметрам не дотягивающий до «Пилы», с которой его принято сравнивать: притянутая за уши сюжетная завязка, логические нестыковки, глупые диалоги, посредственная операторская и актерская работа… Вместе с тем свою слэшерную составляющую лента отрабатывает на ура – чего-чего, а красной жидкости создатели не пожалели. Как заметил один из кинокритиков, «это довольно странное чувство, но чем сильней тебя раздражают персонажи этого фильма, тем приятней смотреть, как их мочат».
Сочельник. Пока горожане готовятся к празднику, одинокий охранник подземной парковки решает побаловать себя на особый манер, выкрав офисную работницу Анджелу, в которую тайно влюблен. Всех, кто мешает «празднованию», Том флегматично устраняет разными кровавыми способами – но, впрочем, и загнанная в угол дамочка оказывается не промах, быстро сообразив, что, чтобы вырваться из лап шизофреника, ей придется перенять его методы.
Не будем оригинальны, если скажем, что от продюсера Александра Ажа и режиссера Фрэнка Халфуна можно было бы ожидать чего-то большего, нежели герметичной пугалки об издержках карьеризма (сделанный ими через несколько лет «Маньяк» покажет реальный потенциал этой парочки). «Парковка» скорее саспенс-триллер, нежели хоррор, и все же фирменной жестокости с участием острых предметов, сделавшей Ажа имя в Голливуде, тут вполне хватает. А вот идея, конечно, не нова – в тихом омуте черти водятся, все так, – вот и «Маньяк» примерно о том же. Хичкок бы одобрил.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что елкам тоже больно? Может быть, люди, срубая их для своего праздника, разлучают семьи, ломают судьбы? Канадский режиссер Джейсон Айзенер представил, что случилось бы, если бы терпение елок лопнуло и они устроили восстание против двуногих эксплуататоров. По его версии, атаковавшие жителей идиллического городка хвойные деревья не пожалели бы никого, растерзав и взрослых, и детей с домашними животными. А кое-кого бы еще и изнасиловали.
Хотя «Месть елок» – короткометражка, без нее этот топ явно был бы неполон. После ударного короткометражного дебюта Айзенер снял «Бомжа с дробовиком» и эпизод хоррор-альманаха «ЗЛО 2», чем только подтвердил свое реноме автора с необычным чувством юмора. Учитывая, что «Бомж с дробовиком» вырос из фейкового трейлера, возможно, и «Месть елок» когда-нибудь обретет полнометражное воплощение? Мы бы на такое, во всяком случае, посмотрели.
Казалось бы, что нового можно рассказать о зомби? Режиссер нескольких сиквелов «Пилы» Даррен Линн Босман попытался придать жанру свежее дыхание, сняв эпизод под названием «Новый год» для хоррор-сериала «Страх как он есть».
В центре сюжета Хелен, девушка, проснувшаяся после новогодней пьянки в состоянии сильного похмелья и пытающаяся понять, что вокруг происходит. А ничего хорошего не происходит, поскольку ночью на местном химзаводе случилась авария и ядовитые выбросы превратили большинство населения в ходячих мертвецов. Эпизод сериала, поставленный по рассказу Пола Кейна «Остывание», по сути, являет собой историю о любовном треугольнике с довольно неожиданным финалом. Пожалуй, такого необычного скрещения «Мальчишника в Вегасе» с зомби-муви зрители еще не видели.
Как гласило древнее пророчество, на исходе второго тысячелетия дьявол воцарится на земле. Все, что Князю тьмы нужно для этого, – найти подходящую невесту, помеченную особым знаком. Невеста живет в Нью-Йорке, и 1999 год должен стать переломным в ее жизни, не зря ведь 999 можно прочитать как три перевернутых шестерки. Церковь бессильна помешать Люциферу: вселившись в тело уолл-стритского бизнесмена, тот уже готов прибрать девушку к рукам и зачать с ней будущего Антихриста. Но чу! Спивающийся вдовый нью-йоркский охранник Джерико в теле Арнольда Шварценеггера вовремя встает на пути тьмы. А до Нового года остаются считаные минуты…
Голливудских продюсеров всегда отличала одержимость праздничными датами и красивыми цифрами – ведь все это так хорошо продается, – но в данном случае продукт получился одноразовым: когда общественная истерия по поводу надвигающегося миллениума схлынула, о фильме быстро забыли (не забыв, впрочем, наградить его пачкой «Золотых малин»). Тем не менее, невзирая на кучу очевидных глупостей, навороченных авторами в погоне за библейскими параллелями и нумерологической красотой (ведь, как мы знаем, новое тысячелетие наступило только в 2001 году), «Конец света» предъявляет довольно неожиданный для фанатов Арни финал. Больше Шварценеггер на подобные твисты не подписывался.
Новый год к нам мчится… а серийного убийцу по имени Джек Фрост тихо-мирно везут на казнь. Но в результате столкновения тюремного фургона с грузовиком, перевозившим некие отходы генетических экспериментов, тело Фроста расплавилось и смешалось со снегом. Переродившись в форме злобного снеговика, Джек снова начинает умножать трупы. Местному шерифу придется изрядно попотеть, пытаясь придумать способ, с помощью которого Джека можно будет расплавить навсегда.
На Западе Джека Фроста знают как фольклорного персонажа, духа зимы, сравнимого с российским Дедом Морозом. У нас фильм локализовали попроще, назвав «Снеговиком» – как минимум чтобы не вызывать путаницы с комедией «Джек Фрост», выпущенной примерно в то же время. Лента Майкла Куни, тоже во многом шуточная, звезд с неба не хватала, но все же заслужила сиквел под названием «Месть мутировавшего снеговика-убийцы», где вернувший себе былую форму Фрост продолжил сеять панику – теперь уже в тропиках (sic!). И даже это, судя по намекам после финальных титров, был еще не конец. Впрочем, триквела не последовало: очевидно, авторы устали смеяться.
Раз уж мы сгребли в кучу не только кино, но и короткометражки с сериалами, то почему бы не упомянуть и «Альму» – прелестный анимационный жутик, сделанный испанцем Родриго Блаасом (одним из соавторов пиксаровских хитов «Валл-И» и «Вверх!»). Конечно, это не «Кошмар перед Рождеством», но все же смотрится совсем, совсем неплохо.
В СССР считалось, что каждый мультфильм должен чему-то учить юное поколение. Если так, то «Альма» учит вещи довольно незамысловатой: увидев в игрушечном магазине, закрытом по случаю 1 января, куклу, похожую на вас как две капли, бегите оттуда прочь! А если подозрительная форма магазинной витрины вас не насторожила и все равно очень хочется войти, то хотя бы кирпич в дверь вставить не забудьте…
Расцветшему в 80-е годы жанру слэшера не понадобилось много времени, чтобы добраться до новогодних праздников (на подобное кино в то время замахивалась даже Великобритания – см., например, «Не открывай до наступления Рождества»). Еще в 1980-м режиссер Дэвид Хесс додумался нарядить маньяка в костюм Санта-Клауса, но снятая им малобюджетка «Всем спокойной ночи» страдала отсутствием зрелищности и в душу зрителям не запала. А вот когда в 1984 году Чарльз Селлер-младший повторил попытку – все получилось. Скандальная лента «Тихая ночь, смертельная ночь» (не путать с «Тихой ночью, кровавой ночью» 1974 года), вызвавшая массовые протесты американских родителей, не стала большим хитом в прокате, но пользовалась большим успехом на хоум-видео, ввиду чего в последующие годы обзавелась пачкой сиквелов и достаточно посредственным «одноразовым» ремейком.
Подобно многим другим популярным слэшерам, картина Селлера сводит мотивы убийцы к психотравмам, полученным в детстве (где бы был этот жанр, если бы Фрейд?). Маньяк здесь скорее жертва с изломанной судьбой, нежели мировое зло, однако энергии ему не занимать. Авторская задумка с костюмом Санты – ход поистине гениальный, ведь это идеальное прикрытие для любых преступлений: попробуй-ка вычислить преступника в толпе ряженых, лица которых скрывает борода… Правда, работает такой камуфляж всего один день в году. Но и за один день можно наворотить столько трупов, что культовый статус и место в истории тебе будут обеспечены – если не в мировой, то в истории жанра так точно.
Вы – поклонник трэша, бессмысленного и беспощадного? Тогда «Санта-киллер» – идеальный фильм к вашему новогоднему столу. Продукт фантазии режиссера Дэвида Стеймана базируется на идее о том, что настоящий Санта – личность вовсе не добрая, у него и имя-то является анаграммой слова Satan. И с детишками он возится только потому, что тысячу лет назад проигрался в азартные игры и теперь в качестве наказания вынужден скоморошествовать, раздавая подарки. Но вот срок епитимьи наконец-то вышел, и демон Клаус больше может не притворяться добряком – берегитесь, люди!
Дальше можно не пересказывать, поскольку весь фильм дуболомистый Санта в исполнении рестлера Билла Голдберга занимается тем, что отводит душу за свои тысячелетние страдания, выпиливая надоевших ему граждан разными изощренными способами, включающими убийство ножом, ножкой от стола, елочной звездой, индейкой и т.д. Ко всему прочему Клаус антисемит, так что не гнушается действовать еще и семисвечником. Можно спорить, чего в этом больше – страшного или смешного, – но и того и другого режиссер постарался напихать в свое недлинное (всего 78 минут) детище с избытком. Общественность его усилий, впрочем, не оценила: фильм подвергся разгромной критике, и карьера Стеймана увяла на взлете – больше он так ничего и не снял.
Забудьте все, что вы знали о Санте! На самом деле Санта-Клаус – не добрый дедушка с мешком подарков, а гигантская злобная рогатая тварь, много столетий назад замурованная в лед где-то в финской Лапландии. Санту случайно побеспокоили американские бурильщики, раскопав курган, насыпанный над его могилой. Они понятия не имеют, с чем столкнулись, но когда этот демон вновь оттает, всем не поздоровится. Местные жители, обеспокоенные пропажей детей (малышей воруют для Санты эльфы, не менее уродливые, чем их повелитель), решают заняться проблемой вплотную…
Строго говоря, фильм Ялмари Хеландера лишь условно можно отнести к хоррору, поскольку режиссер понимает, что скармливать демону детей на экране – это все-таки было бы грешновато. Тем не менее и сам Санта, и его прислужники выглядят настолько омерзительно, насколько это вообще позволяет фэнтези-жанр с элементами комедии. Если не мороз, то холодок по коже при просмотре в темной комнате многим обеспечен.