Диснеевские мультфильмы – это не только сказки, волшебные замки и элегантные принцы с принцессами. Жуткое – неотъемлемая часть многих мультфильмов, проявляющаяся и в сюжете, и в дизайне, и в выборе художественных средств. Мы вспомнили самые тревожные и неприятные образы из диснеевской классики – от многих из них до сих пор не по себе.
Остров Удовольствий
Адаптация итальянской сказки Карло Коллоди и без подробностей выглядит пугающей. Мальчик-марионетка попадает в кукольный театр коварного Стромболи, затем переживает ужасы на Острове Удовольствий и оказывается в организме огромного кита. Впрочем, на моменте с островом следует дать некоторые подробности: там как дешевую рабочую силу эксплуатируют провинившихся детишек и, если что, превращают в ослов и запирают в клетках. Эти сцены из «Пиноккио» производят гнетущее впечатление и отнюдь не настраивают на наивно-приключенческий лад. Последующие экранизации сказки не стеснялись омрачать фактуру и сюжет, но именно диснеевские аниматоры достигли тревожного противоречия между анимационной формой сказки и жестокостью экранных образов.
Демонический шабаш
«Фантазия», кажется, зашла дальше всех по уровню экспериментальности и художественного новаторства. Это сказалось и на тональности мультфильма – эксцентричного, резкого и невероятно требовательного к зрителю (сплошь и рядом играет оркестровая классическая музыка). Но есть в «Фантазии» эпизод, который впору сравнивать с ночным кошмаром, особенно если мультфильм довелось посмотреть в юные годы. В разгар Вальпургиевой ночи приходит крылатый демон Чернобог – его появление обставлено в экспрессионистских решениях, где различные фигуры – и скелеты, и бесформенные призраки – заполняют пространство кадра, создавая картину ужаса и безумной вакханалии.
Образ Клода Фролло
Священник Клод Фролло, герой романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», – один из самых зловещих образов в западноевропейской культуре. Дисней не постеснялись перенести эту мрачную историю на экран, показав Фролло таким, какой он есть, – похотливым и влекомым страстью к Эсмеральде. Мультфильм со всем ужасом и трепетом обставляет сцену гибели священника: огромные выпученные глаза, нервирующие световые эффекты и горгулья – последний оплот спасения для злодея, которая все же опрокидывает его с высотного здания. И, судя по экспрессии самой сцены, опрокидывает прямо в ад. Зрелище, прямо скажем, не сказочное.
Побоище с медведем
Что может быть необычного в мультфильме о дружбе между лисёнком и щенком? Довольно свирепая и бескомпромиссная кульминация. Дружеский дуэт Тода и Коппера сражается с огромным и страшным медведем: смертельный рев, не поддающиеся описанию клыки и общая усталость полюбившихся героев – к концу мультфильма вы уже остаетесь с совсем другими ощущениями, нежели те, с которыми начинали просмотр. Мало кто ожидал, что фабрика детских грез способна на столь отчаянные survival-сцены – да такие, что впору их сравнивать с небезызвестным «Выжившим».
Армия скелетов
Мало кто знает об этом диснеевском мультфильме 1985 года выпуска. Однако те, кто смотрел, наверняка не могут выбросить из головы одну сцену – со злодеем Рогатым Королем, который использует мощь черного котла для воскрешения армии скелетов. Эту недооцененную работу вполне легально называть фильмом ужасов (в этом и кроется причина его тогдашнего провала) – да и сцена с мертвецами скорее напоминает старомодные зомби-хорроры. Не знаем, кому как, а вот фанатам жанра точно понравилось, а для кого-то и вовсе стало первым хоррор-впечатлением детства.
Сцена с охотником
Жуткая сцена из «Бэмби» не нуждается в представлении: ее помнят все от мала до велика, изучают мастера хоррора и приводят в пример как совершенство владения саспенсом. В открывающей сцене мать Бэмби умирает от ружья охотника – грубая человеческая сила врывается в мир первозданной природы и красоты. Эта мрачная трагедия, безусловно, оставила неизгладимый отпечаток в детских сердцах, а выразительный эпизод убийства превзошел все даже самые позитивные и жизнеутверждающие моменты мультфильма.
Образ Злой королевы
В 1937 году зрители растерялись при виде отвратительной старухи. Спустя более чем полвека едва ли что-то изменилось – теряться продолжают по-прежнему. Коварная женщина превращается в седовласую костлявую фигуру – еще больше устрашают ее заостренный нос и бородавка. Затем преображенная королева довольно неприятно улыбается в камеру и явно предвкушает то, как будет портить жизнь своей падчерицы. Образ настолько внушительный и страшный, что даже появившаяся в кадре ворона не скрывает своего испуга. А каково было неоперившимся детям при первом просмотре? Можем только представить.