![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Трагедия Олимпийских игр 1972 года, показанная глазами журналистов.
1972 год. Весь мир в прямом эфире следит за Олимпиадой в Мюнхене. Игры запомнятся не победами и поражениями, а актом терроризма: члены палестинской организации «Черный сентябрь» взяли в заложники спортсменов сборной Израиля. Журналисты спортивного отдела американской компании ABC начинают вести прямую трансляцию с места событий.
Кинематографисты не в первый раз обращаются к трагедии 1972 года: 20 лет назад вышел «Мюнхен» Стивена Спилберга, который впоследствии был номинирован на «Оскар». Принципиальное отличие картины 2005 года от работы Тима Фельбаума — смена ракурса. Спилберг рассказывал историю от лица агентов МОССАД, Фельбаум дистанцируется от теракта и помещает зрителей в студию журналистов, у которых нет времени на раздумья — коллеги включают камеры и начинают репортаж.
Мировая премьера «Пятого сентября» состоялась в августе прошлого года на 81-м Венецианском международном кинофестивале. С тех пор не утихали разговоры о шансах фильма оказаться в оскаровской гонке: ни для кого не секрет, что киноакадемики любят истории о журналистах — 10 лет назад лучшим фильмом был признан «В центре внимания» Тома МакКарти. Ленте Тима Фельбаума повезло меньше: «Пятое сентября» получило всего одну номинацию — в категории «лучший оригинальный сценарий».
С первых минут Тим Фельбаум подчеркивает, что изначально Олимпиада 1972 года являлась символом мира и перемен. Еще совсем недавно недалеко от места соревнований разворачивались ужасы нацистской Германии: игровой центр от концлагеря Дахау отделяет всего несколько километров. На улицах Мюнхена, родины национал-социализма, происходит то, что раньше сложно было вообразить: олимпийский дух объединяет спортсменов из разных уголков планеты, которые соревнуются бок о бок и попросту общаются друг с другом. Охваченные эйфорией люди следят за настоящим праздником, не подозревая, что идея мирного сосуществования вот-вот разрушится у них на глазах.
И все же «Пятое сентября» — кино не о конфликте на Ближнем Востоке и не о послевоенной обстановке в Германии. Фельбаум снял прежде всего тревожный триллер о формировании современной журналистики и этических сторонах профессии. Можно ли освещать теракт в прямом эфире? Стоит ли ждать подтверждения той или иной информации или нужно работать на опережение? Способна ли трансляция навредить переговорам? И что должно быть в приоритете — рейтинги канала или чувства родственников жертв? Вопросы заполняют тесную студию, где каждый сотрудник пытается за считаные секунды принять важные решения. Зритель оказывается «заперт» в клаустрофобном темном пространстве: здесь журналисты спорят, наблюдают за кошмаром и позволяют миллионам быть в курсе случившегося.
«Пятое сентября» мастерски передает ощущение страха и нарастающей паники. Тим Фельбаум не изображает на экране пострадавших, преступников, специальных агентов. Режиссеру интересен лишь сумбур, творящийся в кабинетах корреспондентов. Еще вчера герои специализировались на спортивной тематике, а сегодня должны вести репортаж о терроризме. При всех достоинствах проекта легко понять, почему картина осталась без основной номинации на «Оскар»: исторической ленте словно не хватает крепкой режиссерской руки и ярких актерских перформансов. Впрочем, для поклонников журналистских драм происходящего на экране должно быть вполне достаточно: подобно прочим представителям жанра, «Пятое сентября» размышляет о влиянии СМИ — как на жизни обычных людей, так и на исход масштабных событий.