Душевная и психологически достоверная бельгийская семейная драма, слегка подпорченная неуместными политическими отступлениями
Дидье (Йохан Хелденберг) и Элиза (Верле Батенс) – разные люди. Он играет музыку кантри, она делает татуировки. Он убежденный атеист, она носит нательный крестик. Он ненавидит веранды, а она уверена, что загородный дом без веранды неполон. Тем не менее они влюбляются, заводят ребенка, заключают брак. Их счастье кажется беспредельным, но оно оказывается недолговечным. Через несколько лет после рождения у малышки Мейбель (Нелл Каттрисс) обнаруживают рак, и жизнь Дидье и Элизы превращается в каждодневное сражение с болезнью и мучительное ожидание худшего.
Для кого снята семейная драма Феликса ван Гронингена? Формально вроде бы для бельгийских зрителей. Но, когда ее смотришь, кажется, что фламандец творил для жюри «Оскара» (то бишь для голливудских киноакадемиков). Музыкальные номера в американском стиле, периодические «срывы» героев на английский язык (Вы разговариваете со своими любимыми на иностранных языках? А герои фон Гронингена разговаривают!), страстные монологи американофила Дидье, который то восхищается заокеанской культурой, то проклинает штатовских консерваторов, по религиозным соображениям препятствующих клонированию стволовых клеток (которые могут быть использованы для эффективного лечения рака)… И где это видано, чтобы в камерной ленте четвертым персонажем после отца, матери и ребенка был Джордж Буш-младший, мелькающий в кадре чаще, чем все прочие второстепенные герои? Да, американский президент косвенно влияет на сюжет ленты, поскольку лечение Мейбель зависит от решений, принимаемых за океаном. Но «Разомкнутый круг» по природе своей не политическое кино, и политические «наезды» в нем смотрятся как слон в посудной лавке, топчущий толстенными ножищами тонкий хрусталь нежной и трогательной семейной истории.
Музыка кантри, с другой стороны, в «Круге» более чем уместна. Ее душевность, ее искренность, ее драйв и ее частые переходы от радости к горю и обратно оказываются превосходным камертоном для настройки хитроумно сплетенного повествования, которое свободно гуляет по времени, перемежая сцены ухаживания героев, их семейного счастья и их трагического испытания. В этом отношении «Круг» выгодно смотрится на фоне схожих по сути постановок с последовательным повествованием, где сначала все хорошо, а потом все плохо, и зрители к финалу перестают что-либо чувствовать, потому что кино «отдавливает» им способность к сопереживанию чрезмерным нажимом на одну-единственную эмоцию. Ван Гронинген манипулирует публикой куда более изобретательно, хотя и столь же откровенно. Что может быть более откровенной манипуляцией, чем балансирование ребенка на грани жизни и смерти?
Впрочем, режиссер и не пытается быть оригинальным или «высоколобым». Это зрительское кино, а не артистический эксперимент, и ван Гронинген старается не удивить публику, а убедить ее сродниться с Дидье и Элизой и пройти вместе с ними через страдания, от которых, к несчастью, не застрахована ни одна семья – даже в такой процветающей стране, как Бельгия. И это у режиссера получается мастерски. Популярные национальные звезды Хелденберг и Батенс – превосходная и достоверная экранная пара, яркая и обаятельная, но не гламурная, и их радости, горести и конфликты абсолютно узнаваемы далеко за пределами бельгийских границ. А как они поют! Как изящно использует их выступления режиссер, чтобы подчеркнуть, на какой стадии находятся их отношения! И как страстны и реалистичны, но при этом не порнографичны любовные сцены ленты!
Вообще, в фильме так многое сделано правильно, что остается лишь пожалеть, что желание создателей ленты потрясти кулачком в сторону Буша стало ложкой дегтя в бочке вкусного меда. Правда, это гарантировало «Кругу» выдвижение на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранным языке». Но так как главные бельгийские режиссеры братья Дарденн в прошедшем году промолчали, то фильм ван Гронингена представлял бы Бельгию и без нелепых политических реверансов.