Трогательная история взросления и поиска точек взаимопонимания между чужими людьми, желающими быть рядом, деликатно лишенная глупого юмора и «чернухи», с которыми в нашем кино любят перебарщивать
Студентка Оля, которая всю жизнь прожила с отчимом, набирается отваги и отправляется в Крым, где живет ее отец, чтобы посмотреть, что это за человек, и понять, почему родители расстались. С собой скромная Ольга берет бойкую подружку Сашу, и когда смелость девушку оставляет у самых дверей отцовского дома, подруга предлагает поменяться «ролями». Саша выдает себя за дочь Сергея, а Ольга наблюдает за отцом со стороны. То, что вначале выглядит забавным розыгрышем, шуткой, со временем обращается настоящей драмой – свидание с отцом становится последним шагом из детства во взрослую жизнь для обеих девушек.
Отношения российского зрителя к отечественному кино все чаще хочется описать бородатой шуткой: «Вы не любите кошек? Наверное, вы просто не умеете их готовить!» Действительно, как бы в голос ни ругали российский кинопром сомнительные мастера юмористических видеороликов на YouTube, кино в России не просто существует, а развивается, постоянно выдавая на-гора новые имена, сюжетные решения и визуальные находки. Отмахиваться от молодых режиссеров, сценаристов и актеров можно, но зачем? Не лучше ли включиться в непростое движение вперед, в светлое будущее российского кинематографа?
Не знаете, с чего начать? Опасаетесь российских комедий и не желаете погружаться в пучины артхауса? Обратите внимание на дебютную полнометражную картину Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут». Картина не оставляет ощущения тяжести, хотя затрагивает достаточно серьезные темы, не пытается искусственно вызывать у зрителя программируемые эмоции и чувства, хотя сама тема близка к манипулятивной, не пытается казаться чем-то большим, чем просто история двух девушек и взрослого мужчины, перед которыми проблема отцов и детей по-настоящему встала впервые в жизни и всего на несколько летних дней.
К фильму можно предъявить натянутость преамбулы – ну что это такое: дочь приезжает познакомиться с отцом и перед самыми дверями его дома вдруг передумывает, а подруга не находит иного способа решить небольшой приступ паники, чем поменяться местами. Из такого фокуса с переменой имен могла получиться романтическая комедия или доброе семейное кино, но получилось что-то большее, что-то гораздо более правдивое и щемящее. Обе девушки выросли без отцов, поэтому непривычная опека, внимание вызывают у них спорные чувства. Нечаянному отцу тоже непросто переломить свое отношение к жизни «мужик должен жить один», в дочери (пусть и не настоящей) Сергей видит человека, прежде всего человека, за которого несет ответственность, пусть и всего на несколько дней.
Что потом? Это извечная проблема – завязки сценаристы придумывать научились, а вот выходить затем из ситуации умеют не все. Нигина предложила не самый худший финал. Явной морали в нем нет, никто поучать зрителя не намерен, выжимать розовые сопли – тоже. Жизнь продолжается, даже после того, как детство сталкивается с огромным айсбергом разочарования в том, на кого втайне всегда надеялся. Да и после глупого предательства человека, который только что стал частью тебя, жить, оказывается, тоже можно. Что ж, значит, будем жить…
Режиссеру в картине, безусловно, повезло с ведущей актерской троицей. Две фантастические молодые звездочки, Александра Бортич и Марина Васильева, даром что дебютантки. Несколько карикатурно они выглядят только в самом начале фильма, когда через пару слов транслируют зрителю характеры своих героинь, уже к середине картины девушки набирают такой драйв, что с экрана сыплются искры. В противовес энергичным заводным подружкам выступает медлительный, даже несколько заторможенный герой Константина Лавроненко, одного из самых ярких отечественных актеров, способного действительно мощно играть даже в самых сложных сценах. В подтверждение своего класса Лавроненко выдает пару очень ярких сцен, где его герою даже не нужно ничего говорить – букет эмоций на лице перекрывает любую речь.
Как бы ни напрашивалось сравнение «Как меня зовут» с картиной Звягинцева «Возвращение» (два ребенка против одного Лавроненко), проводить параллели можно только с большой долей иронии. Философию здесь подменяет действие, суровые мужские испытания заменены девичьими глупостями, не менее опасными, впрочем, а вот столкновение наивного детства с взрослым циничным миром очень схоже. Но пусть это будет заявкой на будущее. Шагом к тому, чтобы в завтрашний день кино поверить.