Габриэле Муччино снова взялся рассказывать про отцов и детей, но на этот раз у него получилось много хуже, чем десять лет назад в случае «В погоне за счастьем»
Габриэле Муччино снова взялся рассказывать про отцов и детей, но на этот раз у него получилось много хуже, чем десять лет назад в случае «В погоне за счастьем».
В результате автокатастрофы многообещающий писатель Джейк Дэвис остается вдовцом, но заниматься воспитанием дочери ему не позволяет тяжелая травма, вызывающая непредсказуемые припадки. После полугода лечения в больнице Джейк берет-таки на себя уход за Кэти, но судьба продолжает испытывать отца и дочь – у писателя не осталось средств ни на престижную школу, ни на содержание дома, ни на подарки любимому ребенку. Под давлением обстоятельств и ударов со стороны близких Джейк пишет свой лучший роман, посвященный дочери. 25 лет спустя Кэти, мечтающая стать психологом, пытается разобраться, кем был ее отец, что он сделал для ее будущего счастья и какой должна стать она сама, чтобы не лишиться любви своего друга Кэмерона.
Рассказывая о том или ином проекте, часто можно отметить, что кино обладает особенной магией – красота и успех фильма здесь зачастую превышают простую сумму талантов и усилий его создателей. Собираясь вместе, творческие люди совершают своего рода волшебство, превращая несколько кусочков руды в огромный золотой слиток вопреки всем законам природы. Но, увы, столь же нередки и обратные истории, когда собранные вместе звезды не просто не дают ожидаемого эффекта вспышки сверхновой, а вытаптывают все вокруг подобно стаду носорогов, да и друг другу не позволяют развернуться. И не помогает в таком случае ни именитый режиссер, ни выдающийся сценарий, ни коллекция «Оскаров» в копилках занятых в фильме актеров – не выходит каменный цветок. «Отцы и дочери» Габриэле Муччино – пример именно такого «фильма-катастрофы», где вместо стройной симфонии оркестр горланит кто в лес, кто по дрова.
История «Отцов и дочерей» берет свое начало еще в 2012 году, когда сценарий Брэда Дэша о писателе, пытающемся справиться с обрушившимися на него проблемами, отправился в широко известный «Черный список» скриптов, не получивших воплощения на киноэкране. Спустя год проект получил новый заряд бодрости – прямо во время Каннского фестиваля продюсерам удалось ангажировать в директорское кресло режиссера Габриэле Муччино, итальянского постановщика таких лент, как «В погоне за счастьем», «Семь жизней» и «Мужчина нарасхват». Чуть позже было объявлено, что ведущие роли на себя берут Рассел Кроу, Аманда Сайфред, Дайан Крюгер и Аарон Пол, а в эпизодах появятся Октавия Спенсер, Джейн Фонда и Брюс Гринвуд. Ну, казалось бы, вот он – фильм моей мечты, вот! Но не тут-то было. Вместо искрометной глубокой драмы зрителя ждет вымученное поверхностное копание в слабо прописанных характерах, эмоциях и событиях.
Самая большая проблема «Отцов и дочерей» – катастрофическое неумение или нежелание вовлечь зрителя в переживания главных героев. Да, проблемы Джейка весьма понятны и осязаемы без всяких подсказок: отец-одиночка с проблемами физического характера, оказавшийся на мели, рассорившийся с близкими и постепенно теряющий былую популярность. Дочь – единственное, что держит его на плаву. Так же очевидна травма Кейт – девушка потеряла веру в тепло сердец, в искренность отношений и глубину чувств. Но Муччино не делает главного – он не делает этих персонажей живыми и «теплыми». При всем таланте Кроу, переживать за его героя нет резона, сострадать персонажу Сайфред нет причин – они остаются холодными, картонными и плоскими.
Пожалуй что в этом есть доля вины сценариста, скрипт получился чрезмерно манипулятивным и прямолинейным – в нем нет и толики того очарования и душевности, что были, скажем, у того же Муччино в «В погоне за счастьем». Нет, «Отцы и дочери» временами опускаются до откровенной пошлости: то Джейк утрачивает владение собой в самый ответственный момент, то Кэти начинает рыдать при звуках песни из своего детства, а от слов «Я просто не умею быть любимой» прямо-таки физически выворачивает – это какой-то позор.
Если же ко всему написанному добавить еще более плоские ответвления отношений Кейт с ее воспитанницей Люси и приятелем Кэмероном и конфликт Джейка с семьей сестры погибшей жены, то кино превращается в приторный пирог, лишенный формы и удобной консистенции. По общему виду понятно, что это за блюдо, но внутри оно оказывается набором ингредиентов, которые не то что приготовить забыли, но даже и распаковать. Остается лишь надеяться, что «Отцы и дочери» – разовое помутнение представления о хорошем кино у его создателей. Муччино, а пуще того Кроу и Сайфред хотелось бы видеть чаще, но в картинах более теплых или хотя бы искренних.
С 9 марта в кино.