Темное полотно о смерти ребенка, балансирующее на грани пропасти.
В семье преподобного Хо Сука большое горе — один из четверых детей, маленький Хан Бёль, во время пикника утонул в озере. Пытаясь справиться со скорбью, Хо Сук и его жена Ву Хён решают обратиться в службу опеки и усыновить слабовидящего Исаака. Брат и сестры настороженно принимают новенького в семью — он кажется им подозрительно тихим, а его огромные очки с толстыми стеклами даже пугают младшую из сестер. Обнаружив на одежде Исаака нашивки со странными символами-оберегами, Ву Хён обращается к мужу за пояснениями и узнает, что он скрыл от нее часть биографии приемного сына. Оказывается, биологические родители отдали Исаака вовсе не из-за его проблем со зрением — они были убеждены, что мальчик видит мертвых.
«Призрак у озера» (в оригинале — 미혹, «заблуждение») — дебют в полнометражном кино постановщицы и авторки сценария Ким Джин-ён. Исследуя психологические проблемы и переживания, связанные с потерей ребенка и кризисом веры, она пытается избежать прямолинейности и обращается к элементам хоррора, аккуратно вписывая их в формат драмы. Преподобный Хо Сук жаждет сохранить лицо перед приходом, и потому его едва ли волнуют причины и последствия смерти Хана Бёля. Усыновление слабовидящего Исаака — благодетель напускная, ориентированная на одобрение общества. Потому для Ву Хён это решение не кажется правильным — она снова и снова вопрошает, глядя мужу в глаза, стоит ли им привозить в дом Исаака. Что, если она никогда не сможет полюбить его как родного?
Вероятно, тем же вопросом задается и старшая дочь Джу Ин — она с самого начала настороженно относится к маленькому Исааку. Игра юной актрисы Кун Да-юн, исполнившей роль Джу Ин, пожалуй, заслуживает отдельного упоминания: несмотря на возраст, девочка мастерски владеет навыками перевоплощения, заставляя зрителя почувствовать весь спектр эмоций. Стоя во главе младшего поколения семейства, героиня Да-юн берет на себя груз, посильный не каждому взрослому: девочка отказывается от детской Библии и с уверенностью изучает взрослую; успокаивает младшую сестру и внимательно следит за поведением братьев. И пока отец занимается восстановлением семейной репутации, а мать мучается от сомнений, старшая дочь выполняет их функции, совершенно забывая, что она ребенок. Легко предположить, что подобный расклад дел рано или поздно может привести к коллапсу.
В фильме также присутствуют параллельные линии нескольких прихожан Хо Сука. Например, отец одержимого видениями Ён Джуна (его роль исполнил южнокорейский рэпер Баро, бывший участник мужской группы B1A4, в настоящее время член группы HODU&U) считает, что парень попал под демонические влияния и нуждается в обряде экзорцизма. Примечательно, что однажды Ён Джун даже получает вполне реальный диагноз — шизофреническое расстройство. Но его отец по-прежнему избегает научных объяснений, полагаясь на поддержку религиозной общины, — еще один ключик к разгадке концепции фильма Ким Джин-ён.
«Призрак у озера» без зазрения совести пользуется давно и успешно используемыми шаблонами: ночным антуражем, мраком озерного дна, статичными кадрами молчаливых детей, сновидениями, которые плавно перетекают в кошмары, и, конечно, субъективной камерой, относящейся к взгляду слабовидящего — где, как не в расплывчатом изображении, нужно искать скрытые смыслы? И пусть подход Ким Джин-ён не оригинален, но все же он достаточно изобретателен — обращаясь к призрачным образам Майкла Флэнагана («Призрак дома на холме»), Алехандро Аменабара («Другие») и Ким Чжи Уна («История двух сестер») и совмещая их с драматичными «Историей призрака» Дэвида Лоури и «Прелестью, живущей в доме» Оза Перкинса, Ким Джин-ён создает сложно сконструированный шар из ассоциаций и примет времени, в котором среди спектра повторений можно отыскать настоящие жемчужинки.