Трогательная трагикомедия о зловредном старике и его добродушном сыне, колесящих по американской глубинке, – образец того, что Голливуд еще способен задействовать у зрителя душу и сердце, а не только глаза и уши
Угрюмого старика Вуди Гранта, едва переставляющего ноги, на старости лет посетила блажь – в одном из разбрасываемых по почтовым ящикам каталогов ему попался сертификат на получение одного миллиона долларов за победу в лотерее. Семья убеждает Вуди, что это обман и рекламный трюк, но старик каждый день делает попытку сбежать за призом в город Линкольн, где находится офис лотерейной компании. Смирившись с настойчивостью отца, в дороге его вызывается сопровождать сын Дэйв. Путешествие через американский Средний Запад заносит охотников за миллионом в город, где прошла молодость Вуди…
Режиссер Александр Пэйн относится к той когорте мастеров Голливуда, чье имя в титрах может рассказать о картине многое еще до начала просмотра. Пэйн-постановщик – это гарантия небанальной истории о самых обыкновенных людях, о незаметных винтиках общества, которые внезапно переживают в своей незамысловатой жизни невероятное для их уровня потрясение. Таким был «О Шмидте», такими были «Потомки», таким помнится «На обочине». «Небраска» – это если не продолжение, то совершенно точно событие, происходящее, как это принято называть в комикс-экранизациях, в той же Вселенной, что и предыдущие фильмы режиссера. Во Вселенной неухоженной, угловатой, местами нелепой Америки.
Именно Америка Среднего Запада является одним из ключевых героев фильма, обобщенный образ всех малюсеньких городов, практически лишенных молодежи, живущих воспоминаниями о середине прошлого века, до сих пор вспоминающих обиды столетней давности. Вместо искомого Линкольна дорожное происшествие заносит Вуди и Дэйва в городок Хоторн, родной городок Грантов, где Вудворт Грант некогда был владельцем автомастерской, а Дэвид Грант учился ходить и говорить. Встреча с прошлым затягивает героев в трагикомичный водоворот.
«Небраска» Пэйна хоть и не слишком акцентирует внимание зрителя на этом, но едва не с первых кадров развязывает «холодную войну» сразу на нескольких фронтах: отцы и дети, город и деревня, прошлое и настоящее, молодость и старость – столкновения происходят постоянно, но это не какие-то галактические противостояния светил, приводящие к коллапсу, скорее это легкие касания к частям музыкального инструмента. Эти касания создают небольшие, едва заметные порой колебания, раскрывающие героев, заставляющие ярче и разнообразнее гореть (хотя фильм и черно-белый). Не сразу захватывающее роуд-муви к финалу настолько влюбляет зрителя в семейку Грант, что удержаться от слез в последние десять минут уже невероятно сложно. При этом картина отнюдь не топорно манипулятивна, старик Вудворт, знаете ли, отчаянно не желает быть кому-то чем-то обязанным, даже собственному сыну. И именно эта его трогательная стариковская самостоятельность превращает вредного скрягу в человека, которому искренне сострадаешь, надеясь втайне, что с миллионом ему все-таки повезет.
Конечно, хорошая драма невозможна без отчетливо понимающего, что делать в кадре, актерского состава. И здесь Александр Пэйн снова удивил даже своих преданных поклонников. Вся ведущая тройка исполнителей превзошла себя. Брюс Дерн – фигура в кино легендарная, но сравнить его работу в «Небраске» просто не с чем даже в огромной фильмографии актера, Вуди Дерна одновременно невыносимо вредный и трогательно обаятельный. Джун Скуиб, уже работавшая с Пэйном в «О Шмидте», в новом фильме демонстрирует невероятное превращение – роль матушки семейства, одновременно ворчливой и язвительной, удалась ей на славу, в каждой сцене ее героиня на переднем плане. И совершенно отдельной высокой похвалы заслуживает Уилл Форте. Вот уж от кого сложно было ожидать столь глубокого погружения в материал и такой органичной работы с образом, ведь знаем мы Форте исключительно по комедийным ролям, причем зачастую безвкусно глупым и пошлым. Но в «Небраске» на экране словно иной человек. Да, он по-прежнему не мачо, не всегда находится с ответом и не каждым поступком может гордиться, но именно он является двигателем этого дорожного приключения.
Поскольку картина охватывает очень большой спектр эмоций, чувств и проблем, рекомендовать ее можно всем. В ней есть любовь, есть семейная привязанность и ответственность, есть дружба и предательство, есть наивность и есть суровая правда жизни. Герои многое преодолевают в этом путешествии в Небраску и, как банально это ни звучит, свой выигрыш справедливо получают.
С 27 февраля в кино.