Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

В поисках святого Гарреля: рецензия на фильм «Этот новый мир»

Очаровательная и невесомая комедия об экологии и климате в семье от режиссера Луи Гарреля.

Добавить в закладки

В Каннах Луи Гаррель чувствует себя как дома: в 2021 году целых три фильма с актером рассыпаны по разным программам. В Основном конкурсе притаилась костюмная драма о тяготах адюльтера Ильдико Эньеди, в Двухнедельнике режиссеров — антимилитаристское высказывание Рейчел Ленг «Мой легионер», но самый личный фильм Гарреля не только актера, но и режиссера оказался в секции специальных показов, а точнее, Le cinéma pour le climat (дословно — кино для климата).

Луи Гаррель в роли Абеля на кадре из фильма «Крестовый поход»

Луи Гаррель в роли Абеля на кадре из фильма «Этот новый мир»

Француз с неповторимый архитектурой скул и бровей вернулся к Абелю и Марианне — героям своей предыдущей картины «Честный человек» (их роли исполнили сам Гаррель и его супруга Летиция Каста), чтоб вновь внести смуту в маленький союз. Теперь, правда, речь пойдет не о любви на троих, томных взглядах или нежных поцелуях под парижским дождем, а об обстоятельствах одновременно и более интимных, и глобальных. Джозеф — сын Абеля и Марианны — стал украдкой таскать вещи из дома: исчезли дизайнерские платья мамы, коллекция наручных часов отца и самая старая бутылка вина (она же такая пыльная, зачем нужна?). Когда ряду предположений родителей (одно страшнее другого) о предназначении вырученного с продажи их имущества капитала не нашлось подтверждений, Джозеф признается — он собирается спасти планету. Для этого придется отправиться в Африку, чтобы группа школьников не только из Франции, но со всего мира смогла починить то, что взрослые пустили на самотек (глобальное потепление, засуха и прочие беды Земли).

Летиция Каста в роли Марианны на кадре из фильма «Этот новый мир»

Летиция Каста в роли Марианны на кадре из фильма «Честный человек»

Программная экологическая повестка Гаррелем вписана крайне изящно в будто бы пустяковую комедию. Юмор ждет зрителей самый разный — это и хлесткие диалоги, и точные актерские отыгрыши, и манерные па супругов, и пара щепоток дурацких ситуаций — тех, что нарочно не придумаешь. Как и к «Честному человеку», к «Крестовому походу» сценарий Гаррель писал в соавторстве с Жан-Клодом КаррьеромСкромное обаяние буржуазии», «Этот смутный объект желания») — этот фильм для мастера слова и запятой стал последним, он умер в начале года. Несмотря на скорбные обстоятельства, есть вероятность, что этот виток в отношениях семьи не последний и Гаррель еще не раз будет возвращаться к своим героям, чтобы порассуждать о том, что его трогает сейчас и сегодня. Поле для высказывания и правда подвижное и оставляет уйму пространства для маневра. Что еще любопытнее, краткие эпизоды, выхваченные из жизни, не тонут ни под серьезностью повестки, ни под завершающей точкой финала. Будни, подсмотренные глазом камеры, зритель, становящийся собеседником и участником, короче говоря — невыносимая легкость бытия.

Луи Гаррель в роли Абеля на кадре из фильма «Крестовый поход»

Луи Гаррель в роли Абеля на кадре из фильма «Этот новый мир»

Это и подкупает больше всего — чарующая интонация, смешливая, ироничная и, само собой, оптимистичная. Там, где пора лить слезы о том, что все потеряно и Землю уже не спасти, Гаррель оставляет лазейку и шанс каждому измениться самому и изменить мир вокруг. Как известно, начать можно с малого, но главное — однажды начать, пусть даже купить пакеты для сортировки мусора. Впрочем, за социально важным высказыванием не тонет ни нерв отношений между супругами, ни их растерянность перед тяготами воспитания — все существует в гармоничном союзе, скрепленным юмором, в первую очередь очень добрым и легковесным.

К фильму Гарреля сложно подступиться с категорий киноязыка или через фестивальную призму — короткий визит (чуть больше часа) во французскую гостиную оборачивается парой суток или даже неделей хорошего настроения. Возможно, срабатывают искренность и невыдуманная простота: супруги играют супругов, дети спасают мир, а в этих локальных рамках остается место большому приключению. Для Джозефа все это предприятие и впрямь настоящий крестовый поход: спасение мира втайне от родителей по накалу переживаний для ребенка не уступает открытию жизни с других планет в «Инопланетянине» Спилберга. И это разница между детским восприятием и мировоззрением взрослых поймана не хуже, чем неуловимый флер врожденного обаяния парижан: можно сказать, что это и есть святой Грааль фильма — изысканное сочетание простых вещей.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?