Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Рецензии

В степи никто не услышит твой крик: рецензия на вестерн «Поселенцы»

Дебютант Фелипе Гальвес проливает реки крови и переосмысляет историю родной страны.

Добавить в закладки

Трейлер

Мужчины возводят ограды. А если точнее, то строят загоны для овец Хосе Менендеза (Альфредо Кастро). Ему здесь, кажется, принадлежит всё, до чего может дотянуться взор, — не только животные, но и народ, и земля, и небо. Даже странно, что всевластный промышленник не может перемещать предметы взглядом. Зато может посылать подневольных людей на край света — впрочем, они и так на Огненной Земле, последнем обитаемом острове на границе Южной Америки и Антарктиды. Менендезу нужно найти короткий и безопасный путь для перегона скота от Тихого океана к Атлантическому. Прокладывать маршрут отправляются бывший британский моряк Александр МакЛеннан (Марк Стэнли), техасский наёмник Билл (Бенджамин Вестфалл) и местный индеец-полукровка Сегундо (Камило Арансибиа).

Марк Стенли в роли Александра на кадре из фильма «Поселенцы»

Марк Стенли в роли Александра на кадре из фильма «Поселенцы»

Полнометражный дебют Фелипе Гальвеса бьёт наотмашь начиная с титров, будто сбежавших из картин Гаспара Ноэ. Первая же сцена обозначает пространство тотальной несправедливости и беспредельной жестокости — безымянному работнику Менендеза по неосторожности отрывает руку, и надзиратель недолго думая убивает несчастного. Человек без руки в таких краях уже не человек. Вдали от цивилизации нет места ни ошибкам, ни эмоциям: Огненная Земля напоминает Колыму не только географически, но и по ментальному образу.

Сюжетная рамка поиска прохода к океану не играет особой роли, гораздо важнее ощущение края, фронтира — здесь никто никому и никогда не поможет, все друг друга ненавидят, и кровь будет литься рекой до скончания веков. Моряк-британец, «солдат удачи»-американец, метис из местных: они презирают друг друга даже сильнее, чем боятся, но всё же продолжают держаться вместе, ибо цена любой размолвке — смерть. И заранее не угадаешь, чья.

Марк Стенли в роли Александра на кадре из фильма «Поселенцы»

Марк Стенли в роли Александра на кадре из фильма «Поселенцы»

Несмотря на встречу группы с офицером аргентинской пограничной службы, обе стороны прекрасно понимают, что границы на самом деле нет. Причём как формально — земли крайнего юга и Чили, и Аргентины выкуплены Менендезом, — так и технически: аргентинец за тем сюда и послан правительством, чтобы наконец-то прочертить хотя бы подобие государственных рубежей. Моральными ограничениями стороны тоже не скованы, а потому все их развлечения сводятся к насилию. И если с белым собратом можно просто подраться, то индейцев надо непременно вырезать целыми поселениями. В геноциде нет ни малейшей необходимости, но Александр и Билл хотят пострелять, а Сегундо просто боится своих спутников.

Кадр из фильма «Поселенцы»

Кадр из фильма «Поселенцы»

Кровавым подробностям можно уделить несколько страниц, но действо, к счастью, ими не исчерпывается. Игру переворачивает последний акт, разворачивающийся спустя семь лет после событий основной части картины. Представитель чилийских властей наносит визит сначала Менендезу, а затем Сегундо. Не вдаваясь в пересказ, «Поселенцы» (или «Колонисты») оборачиваются фильмом о становлении государства — рождении нации. Обходясь без параллелей с одноименными картинами («Рождение нации» 1915 и 2016 годов), Фелипе Гальвес наглядно показывает, из какого сора поднимается любой народ, каким невообразимым количеством крови залит фундамент любой ныне существующей страны.

Видеоплеер загружается.
ПоселенцыТрейлер (англ.)
Текущее время 0:00
Продолжительность -:-
Загрузка: 0%
Тип потока ПРЯМОЙ ЭФИР
Оставшееся время -:-
5 сек
5 сек

Но «Поселенцы» не исчерпываются политической составляющей или демонстративной жестокостью. За картиной чувствуется и антропологическое исследование, и мифологическая составляющая, и невероятная красота Огненной Земли. Операторская работа Симоне д’Арканджело составила бы конкуренцию последним опытам и Эммануэля Любецки, и Хойте ван Хойтемы, и Роджера Дикинса. Лица героев будто высечены из камня, от пейзажей захватывает дух, отблески огня играют отдельного персонажа. И чем фильм обернётся для каждого зрителя, зависит именно от таких незаметных отблесков, способных в каждый отдельный момент подсветить наиболее желанную плоскость — трансгрессивного ли искусства, мягкой ли политической пропаганды или и вовсе созерцательного зрелища о природе Патагонии. 

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?