Фантастическая приключенческая лента Люка Бессона, испорченная неудачным подбором ведущих актеров
В далеком будущем космические агенты Валериан (Дэйн ДеХаан) и Лорелин (Кара Делевинь) работают на людское правительство Альфы – гигантской станции, где живут представители миллионов всевозможных рас, от человекоподобных до газообразных. Однажды напарники получают задание конфисковать у контрабандистов уникальное существо с разрушенной планеты. Когда Валериан и Лорелин возвращаются на Альфу, они узнают, что их задание связано с запретной зоной в сердце станции, куда уже давно не ступала нога защитников закона. Вскоре после этого их начальника похищают обитатели запретной зоны, и напарники отправляются выручать босса, попутно распутывая космический заговор.
Ровно через двадцать лет после «Пятого элемента» Люк Бессон вернулся в космос. Его новая фантастико-приключенческая лента основана на популярном французском комиксном цикле «Валериан и Лорелин», который выходил с 1967 года по 2010-й и был источником вдохновения для «Звездных войн» и «Пятого элемента».
Впрочем, «основана» – это сильно сказано. Бессон существенно переосмыслил классический цикл, и его фильм имеет мало общего с комиксом. Достаточно сказать, что в оригинале герои путешествуют в пространстве и во времени и что Лорелин – это девушка из Франции XI века, что позволяет ей иметь собственный, не зашоренный воспитанием взгляд на жизнь в космическом будущем. Понятно, почему для нужд полнометражной картины Бессон сильно упростил исходное повествование, которое бы потребовало слишком долгого введения в курс дела. Но все равно жаль, что это не та близкая к тексту экранизация, которую столько лет ждали многочисленные поклонники «Валериана и Лорелин».
Впрочем, для нас это не особенно важно. Мы в России этим комиксом не зачитывались, и вряд ли кто-то из россиян не пойдет на фильм Бессона потому, что режиссер сделал рыжеволосую героиню светловолосой (видимо, чтобы Лорелин не путали с Лилу из «Пятого элемента»). Мы можем смотреть «Валериана» с нуля, как самостоятельное и самоценное произведение. И что же мы видим?
Что новая лента размашистей, но не лучше «Пятого элемента». «Валериан» рисует захватывающую и вдохновенную картину футуристического будущего, где можно ходить за покупками в другое измерение, посещать злачные заведения с танцовщицами-оборотнями (ярчайшее камео Рианны!) и лицезреть все чудеса вселенной, не покидая родной станции размером с планету-гиганта. Подобно Зверополису, Альфа производит столь сильное впечатление, что когда выходишь из зала, тут же начинаешь гадать, какие еще истории можно было бы рассказать об этом мире, над которым трудились семь арт-директоров с целой армией подчиненных. Но, в отличие от диснеевского шедевра и «Пятого элемента», от «Валериана» остается еще и горькое послевкусие. Потому что его персонажи не так хороши и интересны, как в лучших произведениях жанра.
Откровенно говоря, трудно понять, как режиссер, который в прошлом отлично подбирал исполнителей, мог так обмишуриться, как Бессон обмишурился с Дэйном ДеХааном. Хотя герою «Нового Человека-паука 2» уже за тридцать, он смотрится как мальчишка, и в ДеХаана невозможно поверить как в мужественного разгильдяя в майорском звании. ДеХаан совершенно не похож на Валериана из комиксов (за вычетом черных волос), и он неправдоподобен, даже если ничего не знать об оригинале. Помните фиаско с приглашением Шайи ЛаБафа в четвертую серию «Индианы Джонса»? В «Валериане» все куда хуже, потому что ДеХаан играет главного героя, и мискаст бросается в глаза в каждом кадре. Валериан – явно роль для кого-то вроде молодого Брюса Уиллиса, а не для того, кто выглядит как хипстер в поисках вейпа и смузи. Можно по пальцам перечислить сцены, где ДеХаан не режет глаз.
Делевинь в роли саркастичной Лорелин куда уместнее, но и ей не хватает харизмы и актерского разнообразия, чтобы тащить на себе двухчасовую космическую сагу. Конечно, если вы обожаете девушек, которые только и делают, что корчат гримаски от того, что творят вокруг них мужчины, то «Валериан» снят специально для вас. Но нам хочется большего, а у Делевинь есть только это (и еще безупречный вздернутый носик). Что еще хуже, между ней и ДеХааном начисто отсутствует романтическая «искра», хотя для сюжета важно, что Валериан беззаветно влюблен, а Лорелин подумывает принять его пылкие ухаживания.
Актеры во второстепенных ролях сильнее, однако это не имеет значения, поскольку фильм водружен на плечи ДеХаана и Делевинь, и их провал – общая неудача. Тем более что даже если забыть про ведущих звезд и главных героев, то все равно окажется, что в «Пятом элементе» актеры были куда ярче, а персонажи – намного колоритнее. Там даже эпизодники врезались в память, а здесь вспомнить некого, кроме уже упомянутой Рианны, которая так зажгла, как будто выступала на Суперкубке перед всей Америкой. Соответственно, в картине почти нет «ударных» сцен, ради которых «Валериана» захочется пересматривать. И сюжет у фильма не из тех, что заставляют часами вертеть себя в уме и разбирать каждую изобретательную деталь. Когда становится окончательно ясно, что происходит, картина сводится к приторным банальностям.
Такой вот парадокс. Фантастический мир на экране феерический, сюжет несется как скоростной поезд и бросает героев из одного приключения в другое, центральные персонажи героичны, привлекательны и забавны… Основные признаки удачной приключенческой фантастики налицо. Но когда фильм заканчивается, то в голову лезут мысли о том, что Бессон уже давно не тот, что прежде, и что «Валериан» его не реабилитировал. Хотя если вы любите фантастику, то пропускать картину не стоит. В ней есть чем полюбоваться и есть над чем посмеяться. Но насколько лучше был бы «Валериан», если бы в нем сыграли Крис Пайн и Эмма Стоун! И если бы Бессон вернул талант сценариста, который у него был двадцать лет назад.
С 10 августа в кино.