Китайцы сейчас единственные, у кого без фальши рифмуются любовь и коммунизм.
Китай, начало 70-х. Студентка педучилища Дзинь, прелестное невинное создание, но из политически неблагонадежной семьи, по призыву Мао приезжает в село «на перековку», где влюбляется в геолога – сына партийного функционера, порывистого юношу с чистым сердцем.
Контрастные семейные бэкграунды не в состоянии помешать развитию высоких отношений. З а последнее время, к стыду отечественных мастеров экрана, это уже вторая удачная зарубежная экранизация русских народных песен про рябину. В основу «Душки» с Сергеем Маковецким голландцем Стеллингом положен, помнится, самый архетипичный вариант на стихи крестьянского поэта Сурикова. У Чжана Имоу музыкальным лейтмотивом, обрамляющим лав стори, выбрана более современная «Уральская рябинушка».
Молодой Сун, аккомпанируя себе с чувством на баяне, исполняет ее перед знакомством с Дзинь на мандаринском языке, но застольный хит 50-х на музыку Евгения Родыгина узнается с первых тактов, как дежавю или забытый сон, пускай наша рябина и успела переродиться в их боярышник за непродолжительный период китайско-советской дружбы. С этой незначительной поправкой комсомольская любовь вливается в китайский фильм как есть, ну разве что треугольник с участием токаря и кузнеца режиссер сократил до дуэта молодой учительницы и геолога, а боярышник в тумане напоминает уже не Левитана, но рисунок тушью из антологии классической китайской лирики.
Тут, конечно, очень важно, что под сенью боярышника оказались не только Дзинь, Сун и братская могила красных партизан, расстрелянных японцами, но и сам автор: молодой Чжан Имоу, чей папа воевал за Гоминдан, в 70-х также ездил на перевоспитание в колхоз. После давнишней «Шанхайской триады», где режиссер прощался с любимой женщиной Гун Ли, он вновь приветствует настоящую любовь, хотя свидетелю любви – боярышнику – через тридцать лет и суждено оказаться на дне крупнейшего водохранилища страны.
Печальный вывод, но графическое изящество, с которым маленький «человеческий» боярышник вписан режиссером в нечеловечески большой пейзаж истории Китая, вызывает только восхищение.