Что посмотреть
Трасса Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLuVyoAXfQ
Обзоры

«Ведьме из Блэр» 25 лет! Как создавался самый реалистичный хоррор XX века

30 июля исполняется 25 лет с выхода фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» — культового хоррора, который популяризировал жанр «найденной пленки», а заодно доказал всему миру, что по-настоящему качественное кино можно снять и не за большие деньги. Несмотря на большое количество сиквелов, которые были традиционно холодно приняты широкой аудиторией, оригинальная «Ведьма из Блэр» продолжает оставаться золотым стандартом для современных хорроров. И дело тут не только в маркетинговой стратегии, но и в уникальном подходе к съемке, целиком построенном на актерской и режиссерской импровизации. 

Добавить в закладки
«Ведьме из Блэр» 25 лет! Как создавался самый реалистичный хоррор XX века

В честь дня рождения любимого фильма рассказываем о том, как создавалась «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света». 

Я всегда с собой беру видеокамеру

На рубеже 90-х годов то, что принято называть кинематографическим искусством, окончательно перестало считаться ремеслом для «избранных» и перекочевало в массы. Статус эксклюзивности был утерян во многом благодаря развитию высоких технологий: появление дешевых видеокамер спровоцировало рост талантливых независимых кинематографистов, которые могли реализовывать свои замыслы без поддержки голливудских продюсеров. Появление проекта а-ля «Ведьма из Блэр» было лишь вопросом времени. Один из режиссеров фильма — выросший среди болот и лесов Флориды Дэниэл Мирик — долгое время вынашивал концепт 35-страничного сценария «Курсовой с того света». Согласно идее Мирика, большая часть съемок будущего фильма должна была проходить от первого лица, а монтаж планировалось сделать на основе полученного материала. В сценарии описывалось все, что происходит с героями, но не было диалогов — реплики, как и внутрикадровый монтаж, оставались частью актерской импровизации, которая тем не менее должна была находиться под контролем режиссера.

Знакомство с Эдом Санчесом, который также учился на факультете кино в Университете центральной Флориды, окончательно подтолкнуло Мирика к созданию так называемого проекта мечты. Дело за малым: найти деньги и собрать актерскую команду. Начинающие кинематографисты организовали необычное прослушивание, в ходе которого людям предлагалось притвориться, что они находятся на слушании по условно-досрочному освобождению. Первоначальная задумка Мирика о трех студентах мужского пола была отметена после того, как на пробах появилась Хизер Донахью — молодая актриса произвела на него большое впечатление. Именно Хизер в итоге была отведена ведущая роль в фильме.

Это вам не дешевый снафф-фильм!

Тем не менее близкие Хизер ее амбиций в отношении съемок в хорроре не разделяли. Родители девушки, в частности, опасались, что Эд и Дэн хотят затащить ее в дешевый снафф-фильм. Дополнительно угнетал тот факт, что производство должно было проходить в лесу Мэриленда на протяжении восьми дней. В итоге семья Донахью обратилась за помощью к знакомому Джошуа Леонарду, который из благородных побуждений и личного азарта согласился на роль в ленте. Третьим стал Майкл С. Уильямс, которому приглянулось объявление режиссеров, потому что он обожает импровизацию и кемпинг. 

Хезер Донахью на съемках фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Хезер Донахью на съемках фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

База для съемок была обустроена в доме в Джермантауне, его Эд делил вместе со своей девушкой. Всего в команде «Ведьмы из Блэр» насчитывалось 10-15 человек: некоторые спали на кроватях, другие — на полу. Впрочем, на отдых времени было не очень много — производство хоррора велось круглосуточно. Днем режиссеры Мирик и Санчес связывались с актерами, находящимися в лесу, с помощью навигаторов GPS, направляя на места, где должны были происходить знаковые события. Каждая из точек была отмечена флажком, рядом с которым лежал ящик, где хранились режиссерские заметки для «студентов», а также напитки и еда. Ночью режиссеры отправлялись на выбранную точку, включали бумбокс, издавали жуткие звуки и вытаскивали актеров из спальных мешков. 

Майкл С. Уильямс на съемках фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Майкл С. Уильямс на съемках фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Ваша безопасность — наша главная забота, а ваш комфорт — нет

Еще на этапе кастинга Мирик и Санчес предупредили актеров, что условия съемок «Ведьмы из Блэр» будут, мягко говоря, непростыми. «Вы, вероятно, будете подвергаться физически неудобным ситуациям, но вы никогда не будете находиться в опасности. Большая часть съемок будет проводиться на открытом воздухе, если вы не готовы к такому, пожалуйста, не проходите прослушивание», — значилось на листовке, приглашающей людей на кастинг. Тем не менее никто из выбранных актеров — ни Донахью, ни Леонард и Уильямс — не ожидал, что столкнется с таким количеством лишений и таким объемом самостоятельной работы. Непосредственно перед стартом каждый из троих прошел вводный курс выживания в лесу вместе с бывшим военным Греггом Хейлом, который также выступил продюсером проекта. Кроме того, режиссеры обучили актеров работать с камерой — ведь фиксировать все происходящее они должны были самостоятельно! К счастью, основная часть фильма снималась на камеры Hi8, которые во многом автоматизированы. Майк прослушал специальный аудиокурс о том, как правильно подключать провода, чтобы добиться хорошего звука с помощью DAT-аппарата. Напоследок режиссеры покатали актеров по окрестностям Мэриленда, познакомили их с основной историей штата и показали местные достопримечательности. Последняя часть подготовки особенно касалась Хизер, которая по сюжету должна была стать кем-то вроде эксперта по ведьме из Блэр и ее мифологии. 

Майкл С. Уильямс на кадре из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Майкл С. Уильямс на кадре из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Первые дни съемок «Курсовой с того света» Санчес и Мирик старались следить за передвижениями актеров, но потом они были предоставлены сами себе. Донахью, Леонард и Уильямс добирались до нужной точки GPS и распаковывали ящики с инструкциями — каждому актеру предназначалась индивидуальная режиссерская заметка, делиться информацией с другими было запрещено. Самое забавное, что инструкции часто противоречили друг другу, например, Хизер могли велеть во что бы то ни стало отстаивать идею снять документалку про ведьму, а Джошу, напротив, говорили бросить все и тянуть группу домой. 

Хезер Донахью на съемках фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Хезер Донахью на съемках фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

В лучших традициях Станиславского

Съемки проходили в лучших традициях метода Станиславского — актеры буквально жили в лесу на протяжении восьми дней: спали, мылись, ходили в туалет. Их пропитание полностью зависело от режиссеров, которые с каждым днем давали все меньше продуктов и воды. Для особенно напряженных случаев исполнителями было придумано стоп-слово «тако», которое довольно быстро все возненавидели из-за смысловой составляющей. Дожди, сырость и отсутствие стабильного питания не самым лучшим образом сказались на нервной системе всей команды — как ни странно, ночные перипетии, устраиваемые Мириком и Санчесом, волновали их меньше всего. Тем более что в самих «появлениях» ведьмы из Блэр никакой импровизации не было — как правило, режиссеры появлялись по строго оговоренному графику, предупреждая о каждом своем шаге заранее. Самое сложное в ночных съемках было вылезти из нагретого спального мешка в ночную стужу и сделать вид, что тебе действительно страшно. Как это часто бывает, настоящие муки и страдания всегда оставались за кадром.

Кадр со съемок фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Кадр со съемок фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Необычный актерский опыт Донахью, Леонарда и Уильямса кажется чем-то из ряда вон выходящим — некоторые экранные гиганты, в их числе Дэниэл Дэй Льюис, Леонардо ДиКаприо или, например, Хоакин Феникс, — с радостью бы подписались на такой экзамен по профпригодности. Актеры оригинальной «Ведьмы из Блэр» не так давно выступили с открытым обращением к компании Lionsgate, потребовав «выплаты, которые они могли бы получить через Гильдию актеров США». Свое решение они, в частности, объяснили тем, что на момент съемок хоррора были совсем детьми и не имели никакой юридической поддержки: им выплатили мизерные гонорары за съемки. Чем в итоге закончатся судебные тяжбы между актерами и студией, покажет лишь время. Впрочем, на репутации «Ведьмы из Блэр» как самого реалистичного хоррора прошлого века это никак не скажется.

Хезер Донахью, Майкл С. Уильямс и Джшуа Леонард на MTV Music Awards

Хезер Донахью, Майкл С. Уильямс и Джшуа Леонард на MTV Music Awards
Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?