Переделка кэрроловской повести про Алису: героиня возвращается в Страну чудес, переживает новые приключения и в финале дает бой силам зла.
Алиса уже не девочка, а взрослая барышня. Время от времени ее мучают смутные воспоминания о детском приключении, подробности которого ускользнули из памяти. Накануне помолвки с неприятным юнцом она видит Белого кролика, бежит за ним, проваливается в нору и оказывается вынуждена вспомнить все. И волшебную страну (не Wonderland, как ей послышалось в детстве, а Underland – подземелье), и Червонную королеву, которая окончательно распоясалась и стала безжалостной сатрапицей, и ее сестрицу Белую королеву, воплощающую несколько пугающее добро. А также Шляпника с Соней, толкающих на лесной кухне гневные речи про кровавый режим, Бармаглота, Брандашмыга, и страдающего песика, который настолько стерся из памяти, что даже в книге Льюиса Кэррола о нем нет ни слова.
По большому счету, «Алиса…» вообще не нуждается в экранизации (хотя и пережила их несметное количество). Сама книга словно проецирует картинки прямо в читательский мозг. Но Голливуд, снедаемый вечным сюжетным голодом, решил попробовать вывернуть текст наизнанку и посмотреть – вдруг там внутри найдется хоть что-то свежее и имеющее товарный вид? За новое содержимое коробки с надписью «Алиса» взялся Тим Бертон – выдающийся сказочник и специалист по мягкому макабру.
Мир Кэррола он осваивает уверенно, словно обставляя новую квартиру привычной мебелью. Из оригинального текста режиссер сразу же выцепляет свой излюбленный мотив – разрубленное горло (вспомним «Сонную лощину», «Суини Тодда…» и Пирса Броснана с Сарой Джессикой Паркер в «Марс атакует»). Поэтому самой яркой участницей представления суждено стать Червонной королеве, одержимой желанием рубить головы: ее крепостной ров под завязку набит результатами этого почти конвейерного производства, а в замке на каждом шагу оказываются топоры с лезвиями в форме сердечек. Но кроме валяющихся где попало голов, в фильме есть и другая примета авторского стиля. Давно было понятно, что для Бертона Джонни Депп даже не актер в привычном понимании слова, а скорее любимая кукла, которую можно наряжать в новые костюмы и, сообщая разные застывшие выражения лица, помещать внутрь любого гиньоля.
В «Алисе…» идея доведена до совершенства: Депп вообще не похож на человека и весь фильм ходит с одним безумным взглядом. Если вы видели рекламный постер, вы видели всю его, громадную, к слову сказать, роль (Шляпник, занимавший в книге несколько страниц, становится чуть ли не главным героем). К сценарию, написанному Линдой Вулвертон, вообще можно предъявить массу претензий. Ключевая – она не Льюис Кэрролл и равняться с ним ей явно нечего. Драматургическая самодеятельность (песики, борьба с кровавым режимом, сложные отношения Алисы с Брандашмыгом) очень быстро начинает раздражать. Но тут в дело вмешивается Бертон, способный даже в предложенных обстоятельствах спасти положение.
Тщательно подобрав актрис (Васиковска, Бонэм Картер и Хэтэуэй прекрасны), прорисовав детали и продемонстрировав знакомство с творчеством Паоло Учелло (итальянского художника эпохи Возрождения, который фактически нарисовал ему кульминационную битву с Бармаглотом), он получает в итоге безумно красивый фильм. Ну, или, по крайней мере, набор открыток с нестандартным видением персонажей Льюиса Кэрролла.