Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Ахиллес и черепаха»

Еще один фильм Китано, который непременно станет классикой.

05.10.2009 Текст: Empire Обсудить
Добавить в закладки
Великолепный и смешной парадокс о художнике

Трейлер

В гостях у фабриканта известный художник видит картины хозяйского сына и, впечатленный, дарит ему свой берет. Всю дальнейшую жизнь рано осиротевший герой будет пытаться дорасти до этого берета, стать настоящим художником: в детстве – рисуя все, что видит; в юности – участвуя в авангардных экспериментах друзей; в зрелости (когда его играет сам Китано) – пытаясь повторить всю историю искусства ХХ века.

Первую треть фильма, когда нам рассказывают мелодраматическую историю сироты-вундеркинда, подвоха почти не видно: мальчик, становящийся на рельсы, чтобы нарисовать едущий на него трамвай, и портретирующий труп матери-самоубийцы, очевидно, должен вырасти в знаменитого художника. Но Китано ставит все с ног на голову: «Ахиллес и черепаха» – жизнеописание художника-неудачника.

Заставка фильма – анимированная иллюстрация к парадоксу Зенона: быстрый Ахиллес никогда не догонит черепаху, если в начале пути она будет находиться на некотором расстоянии от него. Кто в фильме Ахиллес, понятно. А кто черепаха? Глупый берет, история искусства, наконец, сама жизнь? Пока герой упрямо имитирует авторитетные стилистики от импрессионистов и Миро до Уорхола и акционизма, искусство, как Зенонова черепаха, делает еще один шажок, оставляя дурака с красками задумчиво чесать затылок.

С одной стороны, фильм Китано – жестокая насмешка и автокарикатура. С другой – гимн истинному художнику, каким бы смешным и жалким он ни был. Искусство бесполезно, оно не нужно голодным, оно нужно только самому творцу, и неважно, гений он или бездарность. Китано отменяет эту оппозицию, окуная героя в комические бездны и возвышая до сверкающих чистым безумием трагических вершин. 

Представьте Бетховена и Чарли Чаплина в одном лице – таков Китано в финале. Когда престарелый художник требует, чтобы жена топила его в ванне, ибо вдохновение должно приходить на грани жизни и смерти, хочется смеяться, плакать и просить повторения на бис. Когда он рисует вангоговский подсолнух в пылающем сарае, это настолько прекрасно, что кажется: Ахиллес упадет, почти догнав черепаху. Но тут Китано подмигивает и решает древнегреческий парадокс как настоящий мастер дзен.

Текст: Empire
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?