Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

10 самых эффектных киноторнадо

Со всей своей любовью к разрушению Голливуд неоднократно использовал самые изощренные способы, и стихиям природы приходилось здесь поработать больше, чем чему-то иному

Добавить в закладки
Ветер, ветер, ты могуч!

Кадр из фильма «Волшебник страны Оз»

Может ли в кино быть какой-то «самый главный смерч», такой, о котором знали бы все? Да, безусловно, такой есть. Это торнадо, которое переместило домик девочки Дороти и собачки Тотошки из Техаса в таинственную волшебную страну. Любой американский ребенок знает эту историю с детства, ведь перед глазами заокеанских детей на протяжении всей жизни так или иначе присутствует классическая картина Виктора Флеминга 1939 года с Джуди Гарленд в главной роли. Невероятная история, замешанная на восхитительной актерской игре, волшебных красках технологии Technicolor, только-только пробивающей себе дорогу на черно-белые киноэкраны, музыкальные номера, ставшие любимыми для нескольких поколений юных зрителей, – все это не разрушить никакими страшными ветрами и злобными смерчами.

Кадр из фильма «Филадельфийский эксперимент»

Хотите сказку для зрителей постарше? Они у нас есть. Военный эксперимент над электромагнетическими свойствами крупных конструкций, проведенный американскими учеными и военными в 1943 году, прозванный «Филадельфийским», породил множество легенд и слухов. Хваткий на всевозможные загадки Джон Карпентер на волне очередного витка интереса к событиям с эсминцем «Элдридж» спродюсировал фантастический фильм с незамысловатым названием «Филадельфийский эксперимент». Нет, в нем торнадо не хватал и не уносил корабль, но разыгравшееся воображение создателей картины вывело на финальный первый план необъяснимое явление – временной вихрь. Можно считать «Эксперимент» одной из первых попыток показать смерч грандиозных размеров изнутри. Попыткой удачной – и зрителям, и критикам фантастическая картина понравилась.

Кадр из фильма «Смерч»

Классический фильм-катастрофа «Смерч» Яна де Бонта отнюдь не первым воспользовался громким названием – «Смерчей» к тому времени на экранах побывало не меньше десятка. Чем же так особенен этот фильм? Конечно, участием в создании картины де Бонта. Знаменитый оператор к тому времени набил руку (и камеру) в «Крепком орешке» и «Смертельном оружии 3», «Коматозниках» и «Основном инстинкте», больше того, голландец дебютировал на экране с режиссерской «Скоростью»! «Смерч» стал подлинным шедевром визуальных эффектов своего времени, такими пугающими и одновременно притягательными торнадо до того времени показывать не удавалось, почти полумиллиардные мировые сборы это подтвердили. Правда, де Бонт так увлекся графикой и спецэффектами, что совершенно забыл о живых актерах – при наличии в касте Хелен Хант, Билла Пэкстона, Филипа Сеймура Хоффмана «Смерч» в карьере каждого является одной из самых слабых картин.

Кадр из фильма "Ночь торнадо"

Мы уже не раз рассказывали о фильмах-двойниках, которые так любят выпускать в Голливуде. Был свой «брат-близнец» и у дебонтовского «Смерча» – «Ночь торнадо» от режиссера Тимоти Бонда. При том, что у Бонда были в распоряжении куда меньшие средства, чем у голландского соперника, фильм получился менее ярким, но вполне основательным. В отличие от «Смерча», «Ночь торнадо» имела в своей основе реальные события, талантливо описанные в одноименном романе, «Оскаров» визуальные эффекты не заработали, но получили довольно престижную премию Gemini, а главное, в канадском фильме в очередной раз блеснул Девон Сава, молодой актер из Ванкувера, которому очень скоро придется отправиться в «Пункт назначения».

Кадр из фильма «Убойный футбол»

С давних пор третируемый разрушительным явлением Американский континент вряд ли мог рассказать о торнадо и смерчах что-то смешное. А вот китайцам и гонконгцам ничто не мешает включить эпизод с ветряной воронкой в свою комедийную картину. В 2001 году Стивен Чоу взорвал местный и международный прокат умопомрачительным спортивным комедийным боевиком «Убойный футбол», в котором привычная игра в мяч превратилась в набор фантастических приемов и явлений. Нам наиболее интересен финальный матч турнира, показанного в картине, – там заключительный удар главных героев получает такую силу, что порождает торнадо, сносящее все на своем пути. Таких смерчей вы больше нигде не увидите.

Кадр из фильма «Послезавтра»

Наивно было бы полагать, что главный специалист по уничтожению на планете всего живого Роланд Эммерих не использует в своих фильмах такую привычную для Америки пугалку, как торнадо. Он и использовал – в одном из самых красивых и пугающих своих фильмов, экологической катастрофе «Послезавтра». По собственной традиции непредсказуемости Эммерих отправил торнадо в непривычное для них место – со Среднего Запада смерчи перебрались в Лос-Анджелес, где наделали немало шума. Буквально. Что-что, а разрушения этот постановщик снимает впечатляюще, даже без эффектов 4D и 5D зрителей вдавливало в кресла кинозалов и выбивало воздух из легких. И это была только завязка!

Кадр из фильма «Люди Икс: Первый класс»

Среди Людей Икс есть замечательный экземпляр мутанта, который способен управлять погодой и запросто создает смерчи любых размеров, – это Шторм, но мы решили заглянуть в комиксы посвежее. Когда в 2011 году Мэттью Вон задумал заново «открыть» мутантов, многие к этому отнеслись с опаской, но результат превзошел самые смелые ожидания. «Первый класс» получился действительно вдохновенно энергичным, свежим и не просто достойным предшественников, но и в чем-то их обскакавшим. За вихри в начале новой трилогии о становлении Людей Икс ответственность оказалась возложена на сообщника главного злодея по кличке Риптайд. Раскручивая свое тело до невероятной скорости, этот мутант мог создавать смертоносные смерчи. Силы его были таковы, что Риптайд оказался в состоянии созданным им торнадо свалить самолет Профессора Ксавье.

Кадр из фильма «Укрытие»

Обычно смерчи и торнадо – спутники блокбастеров, триллеров и фильмов-катастроф, работающих на тысячах экранов столько времени, чтобы их успело увидеть как можно большее количество зрителей. «Укрытие» – совсем иное дело. Эта картина снята в жанре драмы, причем такого уровня, что на нее обратили внимание жюри фестивалей в Сандэнсе, Каннах и Цюрихе. Главный герой фильма видит апокалиптические торнадо лишь в своих снах, от которых сначала пытается отмахнуться, а потом воспринимает как пророчество. Образ, созданный Майклом Шенноном, на протяжении всего фильма заставляет зрителя сомневаться, кто в картине более безумен – тот, кто просыпается в ужасе от видений и тратит деньги семьи на строительство гигантского убежища от страшных вихрей, или окружающие, с насмешкой принимающие пророчества.

Кадр из фильма «Акулий торнадо»

Безумству храбрецов из студии The Asylum время от времени мы тоже поем свою песнь. Эти ребята не только делают дешевые кальки с блокбастеров Голливуда, которые должны вот-вот появиться на экранах, есть в недрах студии и свои генераторы идей. Пусть эти идеи частично выглядят бредом, но, черт возьми, иногда они выстреливают! Как, например, это произошло с незамысловатым телефильмом «Акулий торнадо» год назад. Казалось бы, что может быть глупее, чем гигантская воздушная воронка, засосавшая тысячи акул, а затем обрушившаяся на Лос-Анджелес? Однако картина внезапно вызвала необыкновенный интерес у зрителей и критиков. 82% положительных рецензий на Rotten Tomatoes! Да о таком даже оскаровские номинанты не все осмеливаются мечтать! Картина уже получила сиквел, где зубатый смерч отправился в Нью-Йорк, а на следующий год запланирована третья часть.

Кадр из фильма «Оз: Великий и Ужасный»

Начали с Изумрудного города, им и закончим. Не в наших правилах в одном топе упоминать два столь близких друг другу фильма, но слишком уж много времени прошло между ними, слишком сильно изменилось кино, возмужали визуальные эффекты, более требовательной стала публика. Фильм Сэма Рейми нельзя назвать однозначно успешным, при 215 миллионах долларов бюджета он мог рассчитывать на большие сборы, чем полмиллиарда. Тем не менее с задачей попасть в наш список картина справляется успешно – ураганный вихрь, уносящий Оскара Диггса из Канзаса в Волшебную страну, получился действительно впечатляющим. Все остальное выглядит хоть и ярко, но слишком игрушечно. Впрочем, продукция Disney сегодня вся такова, что тучи над ней хоть иногда и сгущаются, но разрушить интерес зрителей даже самыми мощными смерчами не могут. Природа не властна над волшебством.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?