Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zmkpoVS
Интервью

Вики Крипс о фильме «Объясни мне, любовь»: «Мы постоянно коммуницируем, но ничего не сообщаем»

В российский прокат вышел байопик «Объясни мне, любовь», рассказывающий об отношениях немецкой поэтессы Ингеборг Бахман и ее партнера писателя Марка Фриша. Два классика немецкой литературы были одной из самых известных пар в Европе конца 50-х годов, но вместе двум гениям было очень «тесно». Их пламенные отношения оставили в писательнице большой след, она глубоко переживала расставание.

Добавить в закладки
Вики Крипс о фильме «Объясни мне, любовь»: «Мы постоянно коммуницируем, но ничего не сообщаем»

В главной роли снялась Вики Крипс, звезда фильмов «Призрачная нить» и «Корсаж», — на Берлинском кинофестивале 2023 года мы поговорили с актрисой об отказе сниматься в американских блокбастерах, сути творчества и поэзии.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Вы сами пишите стихи и перед съемками фильма, наверно, читали поэзию Ингеборг Бахман. Что вам понравилось в ее стиле?

Когда я была подростком, стихотворения для меня были подобны окнам в другие измерения, которые могут показать другой взгляд на общество. Мне трудно говорить о поэзии Бахман, потому что ее поэтика завязана на структуре немецкого языка, её почти невозможно перевести. В немецком языке есть абсолютно безумная техника «композита» — система сложносочиненных слов, внутри которых объединены несколько основ. Так, Ингеборг иногда соединяла конфликтующие друг с другом слова и тем самым создавала новые образы. Я никогда не думала, что возможно так мастерски обращаться с языком. Для меня Ингеборг Бахман не просто поэтесса, а один из главных авторов и мыслителей современности. 

При этом талант писательницы и стал причиной краха ее жизни: она осознавала значение слов и знала тяжесть ответственности за все написанное. Поэтому ей было так тяжело говорить с людьми и как-либо коммуницировать с внешним миром — она понимала суть языка, который в любой момент может стать оружием массового уничтожения в руках диктатора. Наверно, поэтому ей пришлось создать свой уникальный стиль, где каждое слово осознанно и похоже на бриллиант.

Вики Крипс на съемках фильма «Объясни мне, любовь»

Вики Крипс на съемках фильма «Объясни мне, любовь»

В фильме она даже укоряет своего партнера Макса Фриша (Рональд Церфельд), говоря, что он несерьезно относится к словам, а для нее это очень важно.

Да, это правда. Я думаю, что интеллект Бахман был одной из её главных проблем и порой не давал построить отношения с людьми. Кстати, она очень любила творчество Анны Ахматовой и в честь нее написала стихотворение «Воистину» после их встречи в 1964 году. 

О жизни Ингеборг Бахман известно очень много, а потому вашу игру будут рассматривать очень критично. Не мешало ли осознание этого вам в работе?

Во время съемок я думаю не о каком-то образе, а о своих чувствах. Так поступаю, потому что не отношусь к актерству, как и к самой себе, очень серьезно. Если я буду воспринимать себя серьезно, то буду очень тщеславной и стану размышлять о том, как лучше показать себя на камеру. Мой подход могут назвать неуважительным ко всей профессии, но мне важнее всего диалог зрителя с фильмом, он будет интересным, только если актер не думает постоянно о своей игре. Я не хочу приходить домой и говорить себе: «Какая же я молодец, выглядела прямо как она».

Есть ли для вас разница между историческими персонажами и вымышленными?

Нет, потому что всегда на площадке присутствует режиссер, который по-своему представляет героя. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы любой герой, имеющий прототип из прошлого или выдуманный, был мне, как и зрителю, понятен.

Вики Крипс, Рональд Церфельд и Маргарете фон Тротта на Берлинском кинофестивале

Вики Крипс, Рональд Церфельд и Маргарете фон Тротта на Берлинском кинофестивале

Кажется, что вам нравится играть реальных людей, которые были бунтарями для своего времени. Так, в «Корсаже» королева Сиси в финале показывает метафорический средний палец всему обществу, а в картине «Объясни мне, любовь» Ингеборг Бахман прямо заявляет о мизогинии мужчин…

А кто показывает средний палец — я или моя героиня?

Не могу сказать, не читал сценарий.

Это я и имею в виду: кино становится интересным только тогда, когда его создатели идут на риски. Поэтому если моя героиня что-то говорит или совершает какое-либо действие — то же самое делаю и я. Не имеет никакого значения, что написано в сценарии и чья это идея, важнее, что мы коллективно создаем искусство, привносим что-то свое. Потому я больше всего ценю спонтанность. 

Во время просмотра «Объясни мне, любовь» вы можете услышать диалог о любви и жизни между 82-летней режиссеркой и 40-летней актрисой: постановщица фильма Маргаретта фон Тротта была одной из первых женщин в индустрии, и я не хочу даже представлять, с чем ей приходилось бороться. Я же родилась в другое время, и потому у меня есть привилегия показать средний палец мужчинам. 

Тема женского кино, лидирующего на международных кинофестивалях, сейчас очень актуальна, поэтому хотелось бы узнать: влияет ли на ваше решение при выборе проекта гендер режиссера?

Я следую за своей интуицией и только за ней. Могу согласиться после прочтения сценария и знакомства с человеком — я не хочу придерживаться какой-либо логики в принятии решения и думать о деньгах, карьере. Это мой бунт. Я — актриса, которая не желает быть принятой индустрией и надеяться на хорошие отзывы. Следовать уже известным законам и инструкциям очень скучно, искусство должно быть политическим и живым. Это особенно важно в наши дни, когда люди много общаются по телефону: мы постоянно коммуницируем, но ничего не сообщаем. Из-за этого жизнь кажется медленной, будто ее накрыли одеялом. Поэтому я делаю все, чтобы быть живой, чтобы нарушить порядок.

Вики Крипс в роли Ингеборг Бахман на кадре из фильма «Объясни мне, любовь»

Вики Крипс в роли Ингеборг Бахман на кадре из фильма «Объясни мне, любовь»

Несколько лет назад в Афинах вы снимались вместе с Джоном Вашингтоном в драме «Беккет», он потом рассказывал в интервью, как вы забрали его из отеля и повели есть в какой-то ресторан.

Да, он постоянно об этом вспоминал. В американской индустрии принято, что хороший артист сидит в номере, не пьет алкоголь и готовится к роли. Поэтому я хотела показать ему европейский подход. Еще смешно, что в одном из интервью для промоушена фильма я сказала, что ненавижу Netflix — как раз он и купил «Беккет» для онлайн-дистрибуции. Скорее всего, они меня за это никогда не простят: я все еще жду бомбу от них у себя на крыльце дома.

Как вы относитесь к тому, что сейчас люди все меньше и меньше ходят в кино?

Это ужасный тренд. Общество постепенно шло к онлайн-просмотру кино и совсем не думает о последствиях. Поэтому мне не нравится Netflix: подобные платформы притворяются, что помогают кинематографу, привлекая новых зрителей. Это неправда. Я помню, когда впервые зарегистрировалась на Netflix и хотела посмотреть кино Хичкока — не смогла найти. Попробовала отыскать что-то похожее, но в категории «Для вас» была американская супергероика. На меня хотят повлиять и заставить смотреть «Бэтмен возвращается» или «Половое воспитание», но не Хичкока. Их алгоритмы делают вид, что понимают вас и подбирают что-то уникальное из библиотеки, а на деле пытаются изменить ваше видение и оптику.

Вам нравятся фильмы Альфреда Хичкока, несмотря на их мизогинию и вездесущий «мужской взгляд» (male gaze)?

Фильмы да, но с самим Хичкоком я не знакома, поэтому и мнения о нем нет. И даже беря во внимание объективацию женщин в его картинах, их интересно смотреть. Надо сказать, что многие ленты плохо состарились. Я снялась недавно в вестерне и посмотрела много произведений этого жанра. Никогда не забуду актера Джона Уэйна в образе китайца, издающего звуки «ня-ня-ня».

Тогда встает вопрос: что делать с подобными творениями? Делать для широкого зрителя информационную справку?

Нужно снимать новое кино, которое станет ценным комментарием.

Вики Крипс в роли Ингеборг Бахман на кадре из фильма «Объясни мне, любовь»

Вики Крипс в роли Ингеборг Бахман на кадре из фильма «Объясни мне, любовь»

Вестерн, который вы упомянули, — это «Мертвые не причиняют боли» Вигго Мортенсена. Каков был опыт сотрудничества с ним как с режиссером?

Несмотря на то что Вигго очень чувствительный человек, мне было тяжело, потому что съемка была очень «мужской». Я говорю не только про жанр, но и про саму команду. На площадке я очень тихая, стараюсь все подмечать, а мужчины, в особенности актеры, — очень громкие.

При этом ваш талант всему миру открыл фильм «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона, он получил много номинаций на премию «Оскар». У вас были перспективы для карьеры в Голливуде, но вы потом почти не снимались в блокбастерах. Почему?

Я сломала тогда главное негласное правило общества: я снялась в главной роли в картине Андерсона и должна была быть звездой. А я не хотела: у меня даже не было агента, я отказалась почти от всех американских проектов, вернулась во Францию и снималась там в малобюджетном кино. Люди не понимали, что я вообще делаю со своей карьерой. Мне тогда предложили роль в «Смерти на Ниле», и сейчас я очень рада, что не согласилась. Я, конечно, смеюсь над ситуацией, но в контракте были прописаны огромные суммы, поэтому меня вообще не поняли тогда близкие и знакомые.

Это нормальная стратегия — зарабатывать на голливудских картинах, а для себя играть в фестивальном кино.

Тебя хотят запихнуть в эту систему, уверить, что это норма. Я не согласна с таким положением дел.

Тяжело, наверно, было отвергнуть большой контракт.

Да, но я предпочитаю хорошо спать по ночам. У меня были ситуации в жизни, когда денег не было. Последний раз это произошло во время ковидных локдаунов, тогда я заняла у сестры. У меня двое детей, поэтому я рискую, когда чему-то говорю «нет», но для себя решила, что если не буду вкладываться во что-то, что считаю верным и правильным, то ничего не получится. Не смогу нормально спать и буду много денег отдавать психиатру. Я отчасти рада, что меня не зовут часто в большие проекты, потому что мое имя не приносит кассу.

Может быть, но недавно у вас был коммерчески успешный проект М. Найта Шьямалана «Время».

Это было время COVID'а, не думаю, что люди много ходили в кино.

Тем не менее для вас это был интересный и приятный опыт, вы упомянула это в одном интервью.

Я врала, таковы условия пресс-туров. Кино снимали в Доминиканской Республике, и из-за эпидемии я либо сидела в отеле, либо работала перед камерами на пляже. Смены длились целый день без перерывов на обед — это ужасная американская система. В итоге один из операторов потерял сознание — неудивительно, потому что вся группа часами находилась под палящим солнцем. 

Вики Крипс в роли Ингеборг Бахман на кадре из фильма «Объясни мне, любовь»

Вики Крипс в роли Ингеборг Бахман на кадре из фильма «Объясни мне, любовь»

Как вы расслабляетесь после таких напряженных проектов?

Беру большие перерывы, это меня спасает. А если говорить про жизнь в целом, стараюсь ничего не делать. Смотрю кино, мою кухню, ванную, помогаю детям, ссорюсь с ними, решаю их проблемы и готовлю для них еду. 

А как же почитать стихи?

Иногда, когда нахожу время. У меня всегда рядом с кровью лежат книги, которые я никак не могу прочитать. 

Смотрите фильм «Объясни мне, любовь» в кинотеатрах с 4 июля.

Вики Крипс в роли Ингеборг Бахман на кадре из фильма «Объясни мне, любовь»

Вики Крипс в роли Ингеборг Бахман на кадре из фильма «Объясни мне, любовь»
Текст: Дмитрий Елагин
4 комментария
А
Кто смотрел фильм, секс - сцену вырезали или оставили?
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?