Великолепный ансамбль актеров, прекрасные пейзажи и несколько удачных шуток украшают этот фильм-путешествие, но рваный темп и шероховатости жанровой принадлежности отвлекают и не дают погрузиться в историю с головой
Брюно, неуправляемый сын фермера Жана, использует визит на ежегодную сельскохозяйственную выставку в Париже с единственной целью – напиться в компании таких же неудачников, как он, и проваляться несколько дней среди поросят и соломы, не обращая внимания на возмущенных коллег. Причина пьянства одна – Брюно неудачлив в любви и считает, что его крестьянское происхождение никогда не позволит ему найти идеальную женщину. Чтобы поддержать сына, а заодно не дать ему спиться, Жан организует поездку по винным районам Франции – в компании болтливого молодого таксиста Майка фермеры отправляются изучать премудрости употребления алкоголя, что неизменно сопровождается и амурными приключениями.
Как-то за валом других новостей мы вами забыли о нашем новообретенном габаритном соотечественнике Жераре Депардье. Собственно, вычеркнуть его из числа хоть сколько-то значимых актеров после душераздирающе убогого «Распутина» и еще более унизительного для актеров «Виктора» стоило, но мы не будем столь кровожадны, тем более что, хлебнув российского «самогона», Депардье предпочел вернуться к благородным французским напиткам, и его творчество вновь заиграло привычными красками. Впрочем, вышедшая на экраны комедия «Сент-Амур: Удовольствия любви» расцвечена сиянием не одного только Жерара, но целой россыпью других актеров, руководимых именитыми постановщиками. Как тут не погрузиться в просмотр под бокал доброго Пино Нуара?
«Сент-Амур» – не самое тривиальное французское кино, из ряда регулярно попадающих в наши кинотеатры фильмов его выделяет как минимум тандем режиссеров. У руля картины встали Бенуа Делепин и Гюстав Керверн, авторы таких лент, как «Последний мамонт Франции» и «Большая вечеринка». Однако лучшей их работой «Удовольствие любви» назвать не получится, картина имеет пару существенных недочетов, хотя даже при этом остается довольно трогательной, красивой и местами смешной. Просто юмор этот не совсем обычный для французских комедий, Делепин и Керверн в первую очередь обращаются к глубинному пониманию характеров, к нестыковке разных социальных слоев, к фобиям и неврозам, и лишь после этого, если им не удалось выдавить из зрителя улыбку, переходят к простеньким гэгам.
Но и утонченного юмора в картине совсем немного, лишь поначалу картина носит откровенно комедийный оттенок, затем «Сент-Амур» пикирует в драму, философское эссе, если хотите, или даже в соцреализм, густо пропитанный феминистской романтикой. Столь странный набор обусловлен тем, что, по сути, лента является классическим роад-муви, в котором герои отправляются в путь, переживают в дороге некий катарсис и возвращаются новыми людьми. Именно это происходит с Жаном, Майком и Брюно – они проживают необычные для себя дни, часы и минуты, открывают новые горизонты, познают себя, друг друга, окружающих и меняют свое отношение к жизни.
Как и положено в картинах такого жанра, истинный смысл названия ленты раскрывается только к финалу, «Сент-Амур» – это не только наименование одного из известных сортов вин, которое заезжают попробовать незадачливые гастролеры, это еще и та самая Сокровенная Любовь, которая способна сотворить чудо. Любопытно, как авторы фильма увязали две визитные карточки Франции – любовь и вино, после просмотра такого «рекламного ролика» непременно хочется отправиться в автомобильный тур по Европе с обильными возлияниями и любовными приключениями.
Кроме трогательности повествования и общей красоты картинки ленте, безусловно, добавляет вистов разрозненный, но крайне яркий актерский состав. Кроме уже упомянутого Депардье в ведущую троицу входит еще один «мастодонт» европейской комедии – Бенуа Пульворд, а замыкает ее молодая звезда Венсан Лакост, которого зрители наверняка помнят по искрометному «Джеки в стране женщин». И это только первый план, а аккомпанируют премьерам такие актрисы, как Кьяра Мастроянни, Селин Саллетт и Ана Жирардо. Где-то на заднем плане можно разглядеть даже писателя Мишеля Уэльбека. Такой винегрет несколько рассеивает внимание, но это небольшая плата за удовольствие.
Несколько портит впечатление от картины некоторое количество не самых удачных шуток ниже пояса, неуместных и неловких, да и динамики картине порой недостает, для роад-муви темп «Сент-Амура» слишком рван. Но в целом лента получилась любопытной. В меру трогательное кино о вине и женщинах – ровно то, что нужно зрителю, раздумывающему о том, где провести летний отпуск.
С 26 мая в кино.