Нудный, но интересный и трогательный психологический портрет двух сестер, разделенных иностранным усыновлением
Нудный, но интересный и трогательный психологический портрет двух сестер, разделенных иностранным усыновлением.
Двадцать лет назад французская семья удочерила девочку из провинциального российского детского дома. Теперь Анна (Анна Щербинина), ставшая топ-моделью, на несколько дней возвращается на «малую родину» как представитель благотворительного фонда, помогающего маленьким сиротам. Бывшие сограждане ждут от нее помощи прозябающему городу, а дети из детдома, в котором она росла, надеются, что Анна хотя бы кого-нибудь из них (а лучше – всех вместе!) увезет в Париж. Француженка, однако, задерживается в городе лишь для того, чтобы проведать воспитательницу, которая некогда пристроила ее в семью. Во время их встречи «воспиталка» представляет Анне хромую и полную девушку Любу (Ольга Попова), и вскоре модель узнает, что Люба, выросшая в детдоме и ставшая банщицей, – ее младшая сестра.
Новую мелодраму Веры Сторожевой («Небо. Самолет. Девушка», «Путешествие с домашними животными», «Мой парень - ангел») трудно оценивать как художественное произведение, потому что в голову сразу лезут мысли о политике. «Закон Димы Яковлева», иностранное усыновление, провинциальная коррупция, запущенность древних городов (в фильме прямо об этом не говорится, но действие развивается в Ростове Великом, и камера фиксирует каждую лужу и выбоину)… Картина затрагивает столько больных и актуальных тем, что ее так и хочется воспринять как политический памфлет, как острое и едкое публицистическое высказывание, замаскированное под кино. Но когда пытаешься разобраться, что, собственно, Сторожева пытается сказать своей картиной, осознаешь, что это все же не публицистика, а художественное произведение, со всей сложностью и филигранностью полноправных психологических драм.
В центре повествования находятся две сестры, и поначалу кажется, что Сторожева вполне определенна в отношении к их судьбе. Анну удачно усыновили, она выросла в Париже и стала всемирно известной моделью – да здравствует международное усыновление! Люба, напротив, осталась на родине, и теперь она ютится в допотопной развалюхе и стегает веником клиентов. Ни образования, ни денег, ни перспектив – даже красивая помада для девушки роскошь. И окружают ее не бедные, но душевные люди, а мутные и порой опасные типажи. Из тех, что заставляют путешественников с облегчением вздохнуть при виде таблички: «Вы выезжаете из города N». Даже воспитательница героинь какая-то холодноватая и слегка агрессивная, отнюдь не радушная тетушка, которую всегда приятно видеть.
Фильм, однако, этими констатациями не ограничивается. И по мере того как действие разворачивается, осознаешь, что трудно сказать, кто из сестер счастливее. Да, Люба живет бедно и одиноко, и выглядит она не ахти. Но, кажется, она вполне довольна своей жизнью, и ей ничего не нужно от сестры, кроме признания ее существования и, может быть, подарка-другого. Анна же – комок оголенных нервов, само воплощение стресса. И не потому, что бывшие сограждане донимают ее неуместными вопросами («А правда, что модели спят с богатыми мужиками за деньги?») и наглыми требованиями («Может, организуешь нам побратимство с каким-нибудь французским городом?»), а потому, что у нее еще в детстве в душе что-то сломалось, и ни западные психиатры, ни модельные заработки, ни бойфренд-фотограф не смогли это что-то починить. Было бы ей лучше, если бы она тоже стала банщицей? Вряд ли, но это не непредставимая мысль. Потому что, как напоминает картина, счастье не в кошельке, а в голове. И, возможно, Анна была бы счастливее, если бы выросла не с французской семьей, а с младшей сестрой – единственным человеком в мире, который хотя бы отчасти ее понимает.
Как видите, Сторожева рисует неоднозначные и потому интересные психологические портреты (мы упомянули лишь малую толику нюансов, которые отражает постановка), и тем, кто любит подобные «живые картинки», фильм, пожалуй, стоит посмотреть. Однако если вы ждете от мелодрамы еще и страстей, интриг и динамичного действия, «Девять дней» вас разочарует. Лента поставлена в монотонном артхаусном стиле, без особой заботы о развлечении публики (если не считать периодического ухода в мрачный и очень мрачный юмор), и у нее нет полноценной кульминации и развязки. Для жанра, в котором картина снята, это приемлемо – портрет на то и портрет, что не нуждается в развитии, – но фильм смотрелся бы куда лучше, если бы к портретам прилагался захватывающий сюжет и если бы титр «Утро десятого дня» не вызывал мысль: «Ну, все, отмучились!»