Обзор иностранной прессы по фильмам «47 ронинов» и «Уцелевший»
Как бы ни пытался разубедить нас кинематограф, один человек – в поле все-таки не воин. Чтобы ворочать горы и делать великие дела, нужно плечо напарника, а еще лучше – целая команда. В конце концов, отряд успеет намного больше, чем сюрреалистичный герой-одиночка: один отстреливает, другой прикрывает, третий рубит… В общем, полное разделение труда и отличная работоспособность.
Опасны ли 47 самураев? По идее, нет – они же воины со строгим кодексом. С самого детства их учат чести, воспитывают в них терпение, мудрость и добиваются от мальчиков мужества и отваги. Но стоит самурая обидеть, и он становится неуправляем. Так и случилось с самураями, которых оставили без хозяев. 47 воинов решили отомстить за смерть своего мастера. В итоге безжалостные самураи без своего сэнсея ринулись убивать и шинковать всех врагов своей блестящей катаной.
Легенду успели несколько раз экранизировать в Японии, но до США история не добиралась, и студия Universal решила это исправить. Руководить процессом позвали Карла Эрика Ринша. Кого-кого? Сейчас коротенько объясним.
Рекламу по телевизору видели? Так вот, некоторые ролики – те, что отдают фантастикой, обладают выверенным стилем и изобилуют мелкими деталями, – принадлежат Карлу Эрику Риншу. К примеру, Nike или BMW.
Карл Ринш снимал ролики для компании Ридли Скотта RSA. Его работы называли яркими и стильными, а сэр Ридли когда-то даже подумывал отдать ему приквел «Чужого», но, как знаете, не отдал. Снять сай-фай про ксеноморфов Риншу не довелось, но до научно-фантастической темы он все же добрался.
В 2010 году Ринш выпустил короткометражку для рекламы Philips. Он поместил на улицы Москвы киборгов и собак-роботов, устроил погоню по улицам нашей столицы и оставил легкую недосказанность в концовке.
«Я большой фанат технологий, и я на них просто помешан. Мне бы хотелось, чтобы мои фильмы были напичканы самыми разными гаджетами. Именно так я и сделаю, когда мне представится шанс», – говорил еще в 2010 году Карл Ринш в интервью Pocket-lint.
Очевидно, что древняя японская легенда – не самая подходящая работа, чтобы пичкать ее гаджетами и спецэффектами. Однако, как ни странно, именно визуальную составляющую, которую Ринш самовольно вставил в историю, большинство критиков называют главным плюсом фильма.
«Хоть мы и лицезрели красивую картинку, эта ничем не примечательная версия легенды XVIII века получилась сухой и безынтересной, – написала Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today), которая ушла из кинотеатра обманутой. – Фильм начинается со слов: “Узнать историю «47 ронинов» – значит узнать историю всей Японии”. Увы, эта тягомотная интерпретация не выполняет своих обещаний».
Таким же неудовлетворенным остался критик The Hollywood Reporter Тодд МакКарти: «При том, что 175 миллионов долларов заявленного бюджета вылились в красивые съемки, амбициозному дебюту Карла Ринша не хватает самобытности, эмоционального фона, сюжетного драйва и оригинальности, а фигура протагониста в исполнении Киану Ривза постоянно отходит на второй план».
Киану Ривз периодически выпадает из сюжетной линии не случайно… По идее, его персонаж – далеко не главный. Более того, герой Ривза по имени Кай вообще не присутствовал во время финальной битвы, и его вставили в ленту буквально насильно. В марте 2011 года студия, оставшаяся недовольной работой Ринша, отправила «Ронинов» на досъемки, при этом отстранив от работы режиссера. Сугубо по инициативе студии в итоговый вариант добавили крупных планов, любовную сцену и реплики, за счет которых Ривза стало больше. Экстренные меры своего эффекты не возымели.
«Насколько впечатляет визуальная составляющая фильма, настолько же разочаровывает сюжетная. Ему не удается завлечь аудиторию и поддерживать интерес», – вынес свой вердикт Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety).
В России японо-американский блокбастер с роскошной визуальной составляющей, но аляповатой сюжетной начинкой стартует в новогодние праздники – 2 января.
В «Уцелевшем» в первую очередь также интересна фигура режиссера, и, по сути, судьбы Ринша и постановщика военного боевика с Марком Уолбергом Питера Берга схожи. Ринш снял разбалансированное и провальное в кассовом плане кино, теперь ему придется доказывать, что комом был лишь первый блин.
Берг – далеко не дебютант. Были и «Хэнкок», и «Королевство», а за ними… «Морской бой». Лента, которая при своем бюджете принесла студии одни убытки, показалась критикам попросту дурацкой и заставила некоторых, отказавшихся верить в увиденное, подумывать, что Питер Берг прикалывается. Увы, он не шутил.
После такого фарса Берг был обязан устроить зрителям курс реабилитации. Восстанавливать свой авторитет режиссер решил с помощью мелкобюджетной военной драмы «Уцелевший». Как выразился сам режиссер, картина должна вернуть ему репутацию.
В основе военной драмы лежат мемуары морского котика Маркуса Латтрелла, в которых он подробно описывает операцию по устранению лидера Аль-Каиды в Пакистане, куда отправился отряд бойцов под его командованием. После многочасового боя в живых остался только Латтрелл. Раненого героя подобрало племя пуштунов и спрятало от посланных ему вдогонку убийц.
Ударить в грязь лицом второй раз подряд Берг не мог, и он вложился в ленту полностью: беседовал с родственниками солдат, участвовавших в операции, смотрел и даже сам участвовал в тренировках спецназа и изучал тактику боя. Труд себя оправдал.
«”Уцелевшего” можно отметить за его отчаянную интенсивность, но все же фильм остается приземленным благодаря военной и политической дилемме», – написал Ричард Корлисс (Richard Corless/TIME).
«Фильм вышел жестким, мастерски выверенным, решительным, недалеким и сконцентрированным, в общем, точно таким, каким должен быть солдат, когда на кону его жизнь», – проводит параллели Тодд МакКарти (Todd McCartyh/The Hollywood Reporter).
«При всех режиссерских недостатках, у Берга есть чутье, которое подсказывает ему, как нужно снимать спецов за работой; он убедительно показывает маневры спецназа – тихий рейд во вражескую военную базу, планирование атаки. Смотреть за этим так же интересно, как и за хаотичным насилием, которым он потом дирижирует», – подчеркнул плюсы в работе Берга Аарон Дауд (A.A.Dowd/A.V.Club).
«Берг, написавший и поставивший “Уцелевшего”, больше заинтересован в том, как военные ведут бой, нежели в идеалах или политике. В результате фильм преуспевает – за счет ужасного насилия и поразительной реалистичности – в изображении перестрелки», – отметила экшен Бэтси Шарки (Betsy Sharkey/Los Angeles Times).
Всем желающим посмотреть на одну из лучших и жестоких перестрелок уходящего года придется подождать до конца зимы – релиз ленты намечен на 20 февраля.