Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Воспитание монстра: 5 причин пересмотреть «Олдбоя» на большом экране

Сегодня корейскому мастеру Пак Чхан-уку исполняется 60 лет. Постоянный участник престижнейших фестивалей и один из влиятельнейших режиссёров современности, конечно, известен картинами «Решение уйти», «Жажда» и «Служанка», но главным шедевром в фильмографии автора остаётся «Олдбой». По случаю двадцатилетия культовый триллер Пака вернётся в российский прокат 9 сентября. Рассказываем, почему в своё время поразивший Квентина Тарантино в самое сердце виртуозный «Олдбой» и сегодня смотрится свежо и бодро.

Добавить в закладки
Воспитание монстра: 5 причин пересмотреть «Олдбоя» на большом экране

Эталонное кино о мести

1988 год. Мало чем примечательный бизнесмен О Дэ-су (Чхве Мин-сик) дождливым вечером по традиции напивается до беспамятства и попадает в полицейский участок. За бузотёра вступается приятель Но Джу-хван (Чи Дэ-хан) — дочке предпринимателя сегодня исполнилось три года, как же девочка будет отмечать праздник без папы. О Дэ-су звонит домой из телефонной будки и передаёт трубку другу-спасителю. Но отвлекается на секунду, и приятель исчезает. Неизвестные заточают О в частную тюрьму, в которой бизнесмен проведёт 15 лет. В комнате с линялыми обоями нет даже окон, только телевизор. Первое время О молит о пощаде и целует ботинки человека, приносящего каждый день еду, потом пытается покончить с собой и в конце концов смиряется. Бизнесмен ведёт подробный дневник и бьёт кулаками по стене, постепенно превращаясь в машину для убийств. В 2003-м О Дэ-су неожиданно выпускают. Пленника оставляют в чемодане на крыше сеульской высотки. Стильно одетый О Дэ-су намерен любыми средствами выведать, кто заточил его в тюрьму, а главное, почему.

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

«Олдбой» — вторая часть «трилогии о мести». Годом ранее у Пака вышло «Сочувствие господину Месть», в 2005-м — «Сочувствие госпоже Месть». В основе «Олдбоя» лежит одноименная японская манга Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси. Судьба О Дэ-су похожа на историю главного узника мировой литературы — графа Монте-Кристо.

Фильмы о мести можно выделить в отдельный жанр, который регулярно пополняется новыми примерами. «Убить Билла», «Мыс страха», «Ворошиловский стрелок», «Я видел дьявола», «Жажда смерти», «Каратель» и «Мюнхен» — картины об одиноких героях, желающих превратить жизнь обидчика в ад, выходили на экраны и до, и после шедевра Пак Чхан-ука. Часто в кино месть если не оправдывается создателями, то уж точно не порицается. Хороший парень расправляется с подонками — что ж тут неправильного? А зрителям по законам жанра положено сопереживать мстителям, даже если граница между добром и злом стремительно размывается.

Находясь в заточении, О Дэ-су постепенно теряет человеческий облик. Прошлой жизни нет и не будет, узник одержим идеей отыскать мучителя. Месть пожирает О Дэ-су изнутри и превращает в монстра, о чём знает сам герой. Кажется, что никаких других чувств, кроме ненависти к обидчику, пленник уже испытывать не способен. «Олдбой» — самое эффектное, ясное и убедительное кино нулевых о мести. Пак наглядно показывает, как вендетта портит жизнь всем вокруг, победителей нет, жертва превращается в злодея. Застилающая глаза месть не только не освобождает, а дополнительно пленяет.

Кан Хеджон в роли Ми-До на кадре из фильма «Олдбой»

Кан Хеджон в роли Ми-До на кадре из фильма «Олдбой»

Жестокая древнегреческая трагедия

«Олдбой» едва ли стал бы культовым, будь это просто кино о мести. О Дэ-су в одинаковой степени хочет вычислить обидчика и понять, чем заслужил 15 лет заточения. Месть — верхний и самый очевидный слой фильма. Но не менее важна одержимость О Дэ-су желанием докопаться до правды. Вчерашний узник наивно полагает, что произошла какая-то несправедливость, а может быть, досадная случайность.

«Засмейся — и мир засмеется с тобой, заплачь — и ты будешь плакать один» — цитата американской поэтессы Эллы Уилкокс. Броская фраза на стене комнаты, в которой О Дэ-су провёл 15 мучительных лет жизни, стала девизом мстителя. У мудрости Уилкокс есть забавный подтекст. Поэтесса сочиняла стихи о превосходстве позитивного мышления над негативным, за что подвергалась насмешкам современников. Просидевший полтора десятилетия взаперти О Дэ-су в глубине души уверен, что, разобравшись с обидчиком, сможет вернуть жизнь в нормальную колею. На самом деле правда ещё страшнее мести. Язык оказывается главным врагом О Дэ-су.

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

Длительное заточение, гипноз, инцест, многолетние секреты, удивительные совпадения — сюжет «Олдбоя» отдельными фрагментами напоминает мыльную оперу и состоит из поражающих воображение фантастических допущений. Только виртуозная режиссура Пака позволяет скрепить несколько жанров в цельное и увлекательное полотно. Последние несколько минут картины — сильнейшее эмоциональное потрясение и один из самых оглушительных финалов в истории мирового кино.

Обыватель О Дэ-су — классический герой античной драмы. Бизнесмена ведёт злой рок, против которого любой человек бессилен. У О Дэ-су на роду было написано заточение, месть, проблески любви, страшная правда и страдания. Что бы ни делал герой, он должен испить чашу до дна. Жестокие сцены не только шокируют, но и повышают для пленника и его мучителя ставки. Сюжет «Олдбоя», как и древнегреческих трагедий, не получится описать в двух словах, получится ерунда. Нагромождение невероятных, но неизбежных событий ведёт к катарсису. Спасение О Дэ-су в необходимости добраться до правды и не побояться принять действительность. Иного пути нет.

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

Навсегда врезающиеся в память эпизоды

«Олдбой» впечатляет не только сюжетной целостностью и лихо закрученной интригой, но и отдельными выдающимися эпизодами. Спустя много лет после первого просмотра можно забыть детали истории О Дэ-су, но не получится выбросить из памяти поедание живого осьминога. Сцену удалось снять только с четвёртого дубля, каждый из которых мог закончиться трагедией, ведь умирающий моллюск из последних сил пытается присосаться к глотке любителя экзотических блюд. Зрелище не для слабонервных.

В другой знаменитой сцене главный герой с помощью молотка расправляется с толпой врагов в узком коридоре. Снятый одним кадром зубодробительный экшен-эпизод напоминает аркадную игру, в которой центральный персонаж должен пройти уровень слева направо, а на пути к главному боссу стоят второстепенные злодеи. Едва ли без сцены с молотком возможны были бы такие фильмы, как «Рейд» или «Джон Уик». Паку удался шедевр боевой хореографии.

«Олдбой» — бенефис исполнителя главной роли Чхве Мен-сика. Трудно забыть безумные дьявольские глаза и торчащие в разные стороны волосы О Дэ-су после нескольких лет заточения. Пленник, напоминающий пациента психиатрической больницы, завороженно смотрит первые попадающиеся под руку телевизионные передачи и методично поедает жареные пельмени. На контрасте после освобождения на О Дэ-су идеально сидящий дорогой чёрный костюм и туфли. Стильный облик позаимствуют киллеры из других фильмов, да хотя бы Джон Уик.

Развязка картины тоже отпечатывается в памяти навсегда, но лучше не портить удовольствие зрителям, которые ещё только готовятся впервые посмотреть корейский триллер.

Кан Хеджон в роли Ми-До на кадре из фильма «Олдбой»

Кан Хеджон в роли Ми-До на кадре из фильма «Олдбой»

Эклектичный саундтрек-микс из Вивальди и современной электронной музыки

Пак никогда не скрывал, что является большим поклонником западной культуры. На постановщика повлияли Хичкок, Трюффо, Стендаль, Кафка и Золя. Всю карьеру автор соединяет в творчестве черты Востока и Запада. Эклектичность и заимствования — одни из основных черт режиссёрского стиля корейца. Подобный подход к работе с музыкой в «Олдбое» роднит Пака с Квентином Тарантино. Правда, у Пака в саундтрек вошли композиции, написанные специально для фильма, а не только проверенные временем рок-хиты и классическая музыка. 

Если в «Сочувствии господину Месть» Пак делал ставку на минимализм, то в «Олдбое» хотел добиться эффекта чрезмерности. Музыка в фильме не останавливается ни на минуту и добавляет повествованию динамики. «Олдбой» — кино неуёмное, не вписывающееся ни в какие рамки, поэтому и в саундтреке Пак не боится сочетать классические европейские вальсы и танго с современным техно. А длинная экшен-сцена с молотком и вовсе развивается под «Времена года» Вивальди. Работавший над музыкой к фильму композитор Чо Ён-ук заслуженно получил на родине несколько престижных наград.

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

Поворотный фильм для Южной Кореи

«Олдбой» участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля 2004 года. Председателем жюри был Квентин Тарантино. Автор «Убить Билла» был под большим впечатлением от корейского триллера: «Это был лучший фильм фестиваля. Мне кажется, это абсолютный шедевр — подобные появляются раз в десять лет, не чаще. Он превращает корейский кинематограф в самое интересное культурное явление в мире». «Олдбой» проиграл в Каннах разоблачительному документальному фильму Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», но завоевал «Гран-при» — вторую по престижности награду киносмотра.

«Олдбой» стал международным хитом и ввёл моду на корейское кино, в том числе на азиатский экстрим. В нулевые главным фестивальным любимцем из Южной Кореи был провокатор Ким Ки-дук, фильмы которого всё-таки всегда оставались уделом любителей авторских картин. Пак доказал, что в Стране утренней свежести умеют снимать эффектное жанровое кино. Пожалуй, вторым, кто прорубил дорогу корейским фильмам к широкой аудитории, был Пон Джун-хо. Но «Воспоминания об убийстве» приобрели культовый статус через несколько лет после премьеры, «Олдбой» же моментально стал событием. Трудно представить, что без успеха картины Пака через 15 лет возможен был бы триумф «Паразитов» как в Каннах, так и на «Оскаре». «Олдбой» ознаменовал появление на карте мира новой сильной кинематографии и стал началом бума корейских фильмов.

Картина Пак Чхан-ука — гремучий жанровый коктейль, который содержит сентиментальные, жестокие и страшные сцены. В первую очередь это всё-таки захватывающее кино, в котором О Дэ-су, чтобы добраться до обидчика, приходится столкнуться с собственными демонами и давно забытым прошлым. «Олдбой» по праву считается одним из лучших триллеров XXI века и проверенным временем азиатским хитом.

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»

Чхве Мин-сик в роли О Де-су на кадре из фильма «Олдбой»
Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?