Разумная машина опасна и непредсказуема. Взбунтовавшаяся машина — тем более. Человечество планомерно двигалось вперёд, чтобы встретить на своём пути смертоносный ИИ, который усложнит жизнь или даже приведёт к коллапсу всю планету. К выходу «M3ГАН» вспоминаем самых угрожающих ИИ в кино и рассуждаем, кого из них действительно стоит бояться.
Разумная машина опасна и непредсказуема. Взбунтовавшаяся машина — тем более. Человечество планомерно двигалось вперёд, чтобы встретить на своём пути смертоносный ИИ, который усложнит жизнь или даже приведёт к коллапсу всю планету. К выходу «M3ГАН» вспоминаем самых угрожающих ИИ в кино и рассуждаем, кого из них действительно стоит бояться.
8-е место: Саманта
Всегда есть риск влюбиться неосторожно, особенно если речь идет об искусственном интеллекте. «Она» Спайка Джонса рисует портрет одинокого интроверта (Хоакин Феникс), нашедшего романтическую гармонию с ИИ. Операционная система по имени Саманта (Скарлетт Йоханссон) дает знать о себе через голосовую связь, украшая будни приунывшего писателя, дарит ему чувство любви и нежности.
Но фатальная опасность таких систем, как Саманта, — это фальшь, отсутствие живой, естественной чувственности, без которой не может жить нормальный человек. Саманта может получить любые данные о вас, знать распорядок дня лучше ваших друзей и родственников, построить целый этикет виртуальной любви, однако при любом исходе оставит человека фрустрированным и одиноким. Всяко лучше, конечно, чем смерть и тотальное уничтожение Вселенной — популярная директива для многих кремниевых антагонистов, однако и увядание нашего внутреннего космоса тоже крайне опасно. Впрочем, для борьбы с подобной Саманте оружейные арсеналы не понадобятся, достаточно просто найти вторую половинку и не сидеть в чатах.
7-е место: Альфа-60
Постмодернистские игры Жан-Люка Годара в нуарный sci-fi создали не только эффектное кино под названием «Альфавиль», но и монстра — зловещую машину Альфа-60. Эта компьютерная система, порождение ХХ века и тоталитарных экспериментов, сводит политическое устройство к одному простому образу — централизованному контролю, тестированию и подавлению чувств. В городе Альфавиль нет места любви, романтической страсти, равно как и поэзии с искусством — все отчуждается во имя коллективного аппарата безопасности и поддержания серой стабильности.
Альфа-60 доводит до мурашек своим холодным компьютеризированным голосом, но бросить вызов этой рациональной системе не так уж сложно — достаточно быть волевым благородным дикарем, коими являются все годаровские герои. Чувства и воображение — путь к победе над технократией. Как было бы хорошо, если бы эта простая стратегия работала и с другими взбунтовавшимися машинами.
6-е место: Ава
Никто не сомневается: роботы могут быть умны, расчетливы и хитроумны. А что будет, если машину-гуманоида сделать соблазнительной и сексуальной? На этом вопросе базируется научно-фантастическая драма Алекса Гарленда «Из машины», где зрителю представляют Аву (Алисия Викандер) — умного робота с человеческим лицом и пленительным телом, способным управлять нашими эмоциями и желаниями (перво-наперво мужскими прихотями).
Страшно становится от мысли, что оружием победы роботов над людьми станет секс. И холодная машина Ава благополучно играет на слабости мужчин, делая отсутствие самообладания фатальной ошибкой, которая может привести человечество к катастрофе. Ава — опасная, но окажись она в компании женщин, думается, исходящая угроза значительно минимизировалась бы.
5-е место: V.I.K.I.
Мы боимся, что некий суперкомпьютер разовьется настолько, что переступит через все правовые барьеры и моральные заповеди. Подобные ужасы технологической сингулярности хорошо обыграны в ленте «Я, робот», где представлен центральный компьютер V.I.K.I.: машина прекрасно учуяла все человеческие слабости, научилась собирать данные и управлять целой армией роботов.
Бунт против человечества, рационализация машин и торжество виртуальных систем — такой расклад будущего, разумеется, не внушает надежд. Однако если немного подумать, то V.I.K.I. все еще не кажется бичом человечества: Skynet перелопатил целую планету, а вот здешнюю компьютерную систему вполне может одолеть и Уилл Смит. Выходит, не так страшен комп, как его малюют?
4-е место: Андроид Эш
Если мы скажем, что «Чужой» перевел андроидофобию на глобальный уровень, то вряд ли ошибемся. Иэн Холм сыграл Эша — научного сотрудника корабля «Ностромо», как никогда кстати вышедшего из-под контроля: андроид обезумел и попытался уничтожить Рипли (Сигурни Уивер) в самый неподходящий момент, когда по кораблю ползала склизкая инопланетная тварь.
Как поведут себя андроиды в чрезвычайных ситуациях — вопрос дискуссионный (собственно, над ним билась франшиза все последующие части). Но Эш однозначно повернул нас в сторону тотального недоверия ко всем искусственным системам, а компьютерных помощников сделал нежеланными участниками экспедиций. Поломка одного такого «сотрудника» могла подчистую уничтожить весь экипаж… и даже ксеноморф бы не понадобился. Такие устройства, как Эш, крайне опасны, но достаточно просто избегать нежеланных членов на борту корабля, и у людей все сложится более-менее хорошо.
3-е место: HAL9000
Бортовой компьютер HAL9000 уже знал, чем похвастаться, в далеком 1968 году, когда Стэнли Кубрик выпустил громоподобную «Космическую Одиссею». HAL говорит холодным мужским голосом, распознает речь, идентифицирует образы и берет в свои руки управление тайной космической миссией. А еще переигрывает людей в шахматы (задолго до того, как Гарри Каспаров уступит суперкомпьютеру Deep Blue в 1997 году).
Но за скачком искусственного интеллекта припрятана страшная эволюционная тайна — любой организм стремится к выживанию и власти, даже если его форма состоит из кремниевой нейронной сети. HAL ничем не будет отличаться от человека, если позволить ему совершать ошибки, испытывать эмоции и осознавать среду как враждебную. Встреча с бортовым компьютером из «Одиссеи» завершилась плачевно для экипажа, но все могло быть еще хуже: как хорошо, что HAL не успел взять под контроль всю планету.
2-е место: Машины из «Матрицы»
Какая злая ирония: человечество, подчиняя себе окружающую реальность, оказалось в ее плену. Суперкомпьютер контролирует жизни людей, помещенных в мрачные капсулы, а те, в свою очередь, служат лишь топливом для машин. Тонкость и коварность подобного ИИ в том, что он не заинтересован в гибели людей: машина помещает тех в блаженный мир иллюзий, в своеобразный «опиум для народа» — матрицу, где те воспроизводят существование системы. Спокойно живешь в своем бытовом комфорте и ходишь на работу: вуаля, матрица побеждает.
Этот виртуальный враг и сейчас кажется наиболее мрачной технофобской фантазией конца ХХ века. Понятно, что бросить вызов такому ИИ может только настоящий пророк, со своей правдой и спасительной миссией, коим оказался Нео (Киану Ривз). Но даже сразив матрицу, все еще задумываешься: не обманул ли суперкомпьютер нас снова?
1-е место: Skynet
Машинные системы эволюционируют, и прогресс движется вперёд. К сожалению, не всегда в пользу человечества — и Кэмерон сделал, пожалуй, образцово-показательную зарисовку касательно будущего. Skynet, некогда созданный для военных нужд Министерства обороны, развивается до саморефлексивного субъекта и, разумеется, начинает крупномасштабную войну с землянами. Стоило лишь гению Майлзу Дайсону изобрести революционный микропроцессор, как мы получили самую страшную машину в истории кино — Skynet, борьбе с которой посвящены все части «Терминатора».
Если машины из других фильмов уничтожали отдельные государства, экипажи кораблей и волю людей, то Skynet зашел дальше всех, отправив Землю в каменный век. Из-за него началась ядерная война! Утешает, что этой злой машине можно противопоставить добрую — жертвенного Т-800 (Арнольд Шварценеггер) на службе человечества, однако после всемирного коллапса, устроенного системой, кажется, уже ничего не вселяет надежд.