Скупой на эмоции и излишне осторожный фильм о любви сквозь время интересен интернациональной командой и неплохими актерскими работами
Молодой талантливый инженер Фридрих устраивается на работу у магната-промышленника Карла Хоффмейстера и очень скоро становится правой рукой стареющего и страдающего тяжелым недугом босса. Во всем поддерживающий начальника Фриц скоро оказывается частью не только работы, но и семьи Хоффмейстера. Однако в доме Карла молодого человека ждет тяжелое испытание – Фриц влюбляется в молодую жену своего начальника, та отвечает взаимностью, но пылкие влюбленные вынуждены хранить свои чувства в тайне. Вынужденное расставание оборачивается настоящей трагедией – разразившаяся мировая война становится препятствием на пути друг к другу Фрица и Лотты, не позволяя им сдержать данное друг другу обещание.
Переносить на экран литературные произведения Стефана Цвейга – это, должно быть, настоящее удовольствие для постановщиков. Романы и повести знаменитого австрийца, с одной стороны, часто сюжетно просты, если не сказать прямолинейны, а с другой – богаты как собственными красками, так и пространством для интерпретаций. Эта обманчивая легкость может сыграть злую шутку с режиссером и актерами – берясь за Цвейга «в лоб», можно не то чтобы сломаться, но оказаться в затруднительном положении, когда ингредиенты вроде бы подобраны верные, а оркестр при всем старании не звучит.
«Обещание» иначе как оркестром не назовешь, причем оркестром международным. Француз Патрис Леконт ставит фильм по роману австрийца Цвейга о германской аристократии с британцами на ведущих ролях. Казалось бы, в современном мире, где границы стерты, а язык кино универсален, такая разномастность не может быть преградой, но нет. Именно эта разобщенность лишает фильм души. «Обещание», конечно, не превращается в набор картинок, но и в цельную картину складывается довольно блеклую. Актеры будто бы находятся в какой-то толще воды – их движения, эмоции и даже мысли необычайно заторможены, режиссура медлительна, и даже монтаж заставляет позевывать. Фильм снят в 2013 году, а скорости в нем вековой давности.
При этом нельзя сказать, что картина безнадежна, ни в коем случае, актерски она разыграна очень неплохо. Особенно теплых слов заслуживает Ричард Мэдден – в образе Роба Старка в «Игре престолов» у него не было возможности показать широкий спектр чувств, здесь же, как романтический герой, актер предстает неожиданно крепким и характерным. Подобно авторитетному режиссеру, незаметно, но ощутимо актерским ансамблем руководит Алан Рикман – с его мимикой, юмором и способностью одним жестом привлечь к персонажу внимание совсем не удивительно, что его Карл перетягивает одеяло на себя в каждой сцене. Ребекка Холл в этом треугольнике выглядит, пожалуй, менее выгодно по сравнению с мужчинами, она выбивается и из времени, и из повествования, но это можно списать на нравы эпохи. Эпохи, где отношения могли развиваться годами, но так и не достигнуть искомых пределов.
Именно эпоха, с ее самоограничениями, с напряжением войны, с отношениями, складывающимися годами, и становится главным героем «Обещания». Пара главных героев за годы вздохов и мечтаний не смогла сделать большего, нежели признаться в своих чувствах друг к другу за день до расставания. Главная интрига – смогут ли они пронести чувства через годы и расстояния, сможет ли страсть остаться прежней, смогут ли эмоции не выгореть под накалом судьбы? Финал не сулит неожиданностей. Старомодно стартовав, к финишу «Обещание» подходит с единственно возможным вариантом финала. Эта олдскульная интеллигентность, возможно, и сделает фильм островком благопристойности в океане современного кино, но, согласитесь, тихая гавань не может быть вечным причалом. Каким бы ни было обещание, чувствам и эмоциям необходим выплеск, но выплеснуть оказалось нечего.