К выходу седьмого полнометражного фильма Софии Копполы — одной из главных постановщиц XXI века — вспоминаем ее разношерстную фильмографию и расставляем ее работы по порядку: от худшей к лучшей.
7 МЕСТО
«Элитное общество» обычно всегда рассматривают в паре с «Где-то»: это такая же мрачная история об обратной стороне глянцевого Голливуда. В этот раз в центре внимания реальная группа подростков, которая была одержима звездами и их роскошной жизнью настолько, что они начали проникать в их дома и красть имущество. Все ради того, чтобы хоть ненадолго почувствовать этот сводящий с ума звездный шик. Семь лет спустя при обсуждении «Элитного общества» в памяти всплывает только знаменитый кадр с облизывающей губы Эммой Уотсон, хотя у картины было все, чтобы стать не просто проходной сатирой, а одним из главных фильмов, осмысляющих поколение подростков, одержимых звездной жизнью своих кумиров.
6 МЕСТО
«Последняя капля» — это если не творческий шаг назад, то просто необязательное по всем меркам кино для режиссера, который выпускает новые фильмы раз в три-четыре года. Оно по-дебютантски наивное, предсказуемое и, что особенно важно, вторичное в контексте фильмографии Софии Копполы: это снова явно вдохновленная автобиографическими эпизодами история об отношениях по-копполовски одинокой дочери и отца, которая однако уступает в эмоциональной глубине тематически похожему фильму «Где-то». Тем не менее, язык ни за что не повернется назвать «Последнюю каплю» неудачей: смотреть на то, как Билл Мюррей и Рашида Джонс шпионят за отдалившемся и что-то скрывающим мужем — одно удовольствие. Просто надо признать, что для автора «Трудностей перевода» уровень качества и ожиданий новых работ всегда будет завышен.
5 МЕСТО
После своего однозначного худшего фильма («Элитное общество») «Роковое искушение» стало чем-то вроде триумфального возвращение Софии Копполы и принесло ей престижную награду Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Несмотря на то, что Коппола уже имела дело с адаптацией литературного первоисточника («Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта») «Роковое искушение» ощущается как ее первый фильм, в котором нет чего-то личного и автобиографического. Это скорее такая расчетливая попытка взглянуть на что-то знакомое через феминистскую оптику: здесь — на фильм (именно на фильм, а не роман Томаса Куллинана) Дона Сигела «Обманутый» о том, как девушки из пансиона нашли раненого солдата армии Конфедерации во время Гражданской войны. Коппола смотрит на ту же самую историю под другим углом и выводит на первый план сексуальное напряжение, ревность, зависть и соперничество героинь.
4 МЕСТО
Празднующий в этом году десятилетие фильм «Где-то», как и «Мария-Антуанетта», стал объектом ревизии многих кинокритиков и зрителей, а в конце прошлого года даже неоднократно попадал в списки лучшего за десятилетие. Картина хоть и получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, все равно была прохладно принята из-за того, что сейчас напротив кажется ее главными достоинствами: экспериментальную бессюжетность и автобиографичность. Сюжет «Где-то» сводится к одному простому предложению: успешный голливудский актер вынужден нянчиться со своей маленькой дочкой. В фигуре отца нетрудно угадать великого Фрэнсиса Форда, в дочери — саму Софию, которая в детстве также была вынуждена скитаться по фестивалям и постоянно жить в отелях. Что интересно, отсутствие привычной трехактной сюжетной структуры нисколько не портит фильм — наоборот дает Копполе возможность в очередной раз показать свои режиссерско-сценарные мускулы: она обогащает фильм мелкими, будто необязательными деталями из жизни, и направляет зрителей в нужное эмоциональное русло, не манипулируя их чувствами.
3 МЕСТО
София Коппола как-то призналась, что никогда не думала становится режиссером, пока не прочитала одноименный роман Джеффри Евгенидиса — трагическую историю о пятерых сестрах из провинциального городка, которые покончили жизнь самоубийством в 1970-х. Тогда она решила, что сможет идеально экранизировать первоисточник, и ведь оказалась права — ее фильм не просто достоверно переносит действие романа на большой экран, но воссоздает книжную атмосферу меланхолии, чего-то одновременно похожего на сон и на размытое временем воспоминание. «Девственницы-самоубийцы» помогли Софии Копполе вычеркнуть из биографии неудачную роль в «Крестном отце 3» и, что намного важнее, найти свой уникальный голос и один из главных мотивов творчества — женское одиночество, которому она посвятила негласную трилогию, состоящую из ее трех первых фильмов.
2 МЕСТО
Время не просто щадит «Марию-Антуанетту», но и постепенно возвращает ее заслуженный статус одного из лучших фильмов Софии Копполы и американского кинематографа нулевых. В свое время это драмеди было прохладно принят прессой за дерзкую попытку художественной интерпретации биографии реальной исторической личности: клиповый монтаж, The Cure, New Order и Aphex Twin в саундтреке и анахроничные кеды в байопике французской королевы для кого-то выглядели пошло и оскорбительно. Сейчас это вызовет возмущение только у ханжи, остальные поймут, что Коппола всего лишь проводила четкую параллель между Марией-Антуанеттой и современной девочкой-подростком, непонятой обществом и бунтующей против устаревших норм.
1 МЕСТО
Наверное, на первом месте рейтинга мог оказаться любой из трех первых фильмов Софии Копполы, каждый из которых был событием для американского независимого кино, но в то же время отдать первенство «Трудностям перевода» кажется таким правильным, хоть и предсказуемым решением. Всего лишь второй фильм Копполы не только закрепил успех ее дебюта, но и доказал, что она уже состоявшийся автор — одновременно талантливый режиссер, знающий как погрузить зрителя в правильную атмосферу и создать между актерами необходимую химию, и сценаристка, черпающая сюжеты из личного опыта (отношения со Спайком Джонзом, который ровно через десять лет ответил близким по духу фильмом «Она»). Ну и не стоит забывать, что «Трудности перевода» — это среди прочего фильм, в котором Билл Мюррей сыграл свою лучшую роль, а еще это просто вечное кино об одиночестве в большом городе и спасительной дружбе.