13 марта состоялась церемония вручения премии «Оскар» — главного кинособытия года и долгожданного завершения наградного сезона. C номинантами и лауреатами можно ознакомиться по ссылке.
Рассказываем, чем церемония удивила нас и почему впервые за долгое время событие показалась нам интересным.
«Оскар» снова стал непредсказуемым
«Оскар» давно не был спонтанным. Дело в том, что церемония закрывает тянувшийся несколько месяцев сезон наград, поэтому в каждой категории есть либо явный фаворит, либо два основных претендента. Например, в прошлом году зрителей «Оскара» ждал один из самых очевидных исходов церемонии — любой, даже самый некомпетентный прогноз угадывал 90% лауреатов.
В этом году все иначе. До последнего было непонятно, кто получит заветные статуэтки, причем не только в технических категориях, но и в основных. Профессиональные аналитики и энтузиасты спорили об исходах большинства номинаций: Брендан Фрейзер или Остин Батлер, Кейт Бланшетт или Мишель Йео (или даже Андреа Райзборо!), Анджела Бассетт или Джейми Ли Кёртис? Даже главная победа «Все везде и сразу» вызывала сомнения — несмотря на вездесущий триумф и статус самого титулованного фильма в истории, многие все равно думали, что консервативные киноакадемики удивят в последний момент и наградят немецкую военную драму «На Западном фронте без перемен».
Впервые за долгое время кажется, что проснуться утром и пробежаться по списку лауреатов недостаточно. Хотелось смотреть церемонию в прямом эфире и ловить себя на чувстве, что искренне переживаешь за своего фаворита, когда ведущие зачитывают список номинантов и с саспенсом открывают конверт. С «Оскаром» никогда не знаешь наверняка — возможно, в таком же формате событие пройдет и в следующем году. А может, оно вновь превратится в скучную и очевидную раздачу наград. Так или иначе, в этом году мы стали свидетелями уникального по современным меркам сезона наград, который до последнего момента держал в напряжении и заставлял гадать, кто в итоге получит золотую статуэтку.
«Оскар» идет в ногу со временем
Смешно вспоминать, что еще каких-то два месяца назад — примерно перед церемонией вручения «Золотых глобусов» — никто не верил в крупный успех «Все везде и сразу». Да, фильм Дэниелов отмечали при подведении итогов 2022 года, но все же казалось, что сезон наград столкнет лбами «Фабельманов» Стивена Спилберга и «Банши Инишерина» Мартина МакДоны — фильмы и кинематографистов, которые больше подходят для крупных голливудских наград. Только вот в итоге обе картины не получили ни одного «Оскара», а ведь на двоих были отмечены аж в 16 номинациях.
Киноакадемики предпочли поделить большинство статуэток между двумя претендентами — «Все везде и сразу» и «На Западном фронте без перемен». И именно успех детища А24 заставляет задуматься о том, что «Оскар» все же держит нос по ветру, а не воротит его. Даже если речь идет о хулиганских и неформатных фильмах.
«Все везде и сразу» покорил сердца зрителей и собрал в прокате более 100 миллионов долларов — семь «Оскаров», в том числе победа в главной категории, кажутся закономерным финалом этой удивительной истории успеха. Правда, хочется видеть в этом не исключение из правил, а предвещание кардинальных изменений во всей индустрии. Зрители давно ждали, когда Голливуд начнет обращать внимание на актерские работы в хоррорах или клиповую режиссуру молодых постановщиков. Будем надеяться, что в следующем году киноакадемики вспомнят, что могут отметить успешный зрительский фильм, а не невзрачные байопики и собранные по шаблонам оскарбэйты.
«Оскар» воздает по заслугам
Главный итог прошедшей церемонии — вернувшаяся вера в справедливость. Сезон наград этого года украсили сразу две трогательные истории о возвращении — речь про Брендана Фрейзера и Ке Хюи Куана, от которых когда-то отвернулся Голливуд. Наверняка возможный триумф забытых артистов привлек тысячи сопереживающих и верящих в добро зрителей на трансляцию. И правда, победа обоих стала чуть ли не главным событием вечера. Тяжело сдержать эмоции, когда смотришь на плачущих и держащих «Оскары» Фрейзера и Куана, которые советуют никогда не переставать мечтать. Уж кому-кому, а им даже с таким банальным советом хочется верить.
Впрочем, торжество справедливости можно найти и в других категориях. Мишель Йео и Джейми Ли Кертис — две ветеранши индустрии — получили первые «Оскары». Не снимавшая 10 лет Сара Полли была отмечена наградой за лучший адаптированный сценарий («Говорят женщины»), а всеобщий любимец «RRR: Рядом Ревет Революция» победил в единственной номинации, где был представлен. Конечно, легко в качестве контраргумента привести тотальный игнор киноакадемией таких фильмов, как «Банши Инишерина», «Фабельманы», «Вавилон», «Тар» и «Элвис». Но что поделать — всем не угодишь. Теперь главное, чтобы церемония вошла в историю как триумф лузеров, неудачников и всех тех, в кого никто не верил, но кто тем не менее не переставал мечтать.