Банальный, непродуманный и нестрашный ужастик, заставляющий и без того заезженную стилистику «найденных пленок» сделать еще один шаг по направлению к эшафоту
Банальный, непродуманный и нестрашный ужастик, заставляющий и без того заезженную стилистику «найденных пленок» сделать еще один шаг по направлению к эшафоту.
В 1993 году на премьерном спектакле школьного драмкружка произошел несчастный случай – актер, исполнявший центральную роль, случайно повесился на бутафорской виселице прямо на сцене. Спустя 20 лет спектакль пытаются поставить вновь, и на этот раз сыграть главного героя доверяют «первому парню на деревне», спортсмену Ризу (Риз Мишлер). Роль дается ему с таким трудом, что накануне премьеры парень соглашается на предложение своего приятеля пробраться в школу и поломать все декорации – ведь тогда представление придется отменить! Но завершить начатое оказывается не так-то просто – похоже, в стенах этой школы обитает неупокоенный дух.
Продюсер Джейсон Блум со своей студией Blumhouse когда-то был одним из тех, кто придал мощное ускорение направлению «найденных пленок» (с его руки в прокат вышло самое первое «Паранормальное явление»), но в какой-то момент он оказался одним из тех, кто усиленно заколачивает все новые и новые гвозди в крышку его гроба. «Виселица» – очередной проходной ужастик, снятый дрожащей «субъективной» камерой, бесхребетность которого может сравниться только с его бесполезностью.
Тут даже не обязательно углубляться в разговоры о том, что все это мы уже неоднократно видели – здания, «не отпускающие» незваных гостей и загадочным образом меняющие свои интерьеры, в хоррорах о найденных пленках совсем не в новинку (ну как тут не вспомнить куда более эффектные «Искатели могил» и его сиквел). В конце концов оригинальность в фильмах ужасов в обязательную часть программы никогда не входила. Намного хуже, что фильм банально плохо продуман – начиная со стереотипных, неприятных персонажей (одна из героинь, обнаружив, что двери заперты и покинуть школу нельзя, начинает истошно верещать: «Выводите меня отсюда немедленно!» – и ссорить всех вокруг просто because fuck you that’s why) и заканчивая массой совершенно дурацких сюжетных нестыковок и натяжек.
Как вам, например, поворот, что Риз, играющий главную роль в пьесе, которая 20 лет назад привела к одной из самых страшных трагедий города, почему-то не знает, что эту роль когда-то должен был играть его отец? При том, что на школьной «доске почета» висит снимок первого актерского состава той самой постановки! В «Виселице» этот ход подается как важное «откровение», и это далеко не единственная нелепость, которую нам пытаются скормить авторы фильма. В сочетании с убийственной серьезностью происходящего все это производит довольно отталкивающее впечатление.
Нет ничего не то что революционного, а хотя бы просто мало-мальски интересного и в визуальной стороне фильма. Как любой found footage ужастик (к слову, здесь вообще наличие субъективной камеры совершенно не обоснованно), «Виселица» – кино темное, мутное, блеклое и вообще довольно невзрачное, да и с саспенсом у авторов как-то не задалось (несмотря на то что они постоянно «жульничают», заставляя невидимого оператора дольше задерживаться на лицах актеров и их реакциях, а не на том, что они видят). Единственная более-менее эффектная сцена картины со смертью одного из персонажей полностью показана в трейлере – точнее, она и является трейлером.
Подводя итог, «Виселица» – это сборник всего, что не так с жанром «найденных пленок» в его текущем виде. И дело не только в отсутствии свежих «глобальных» идей и слабой технической реализации. Просто если раньше эту стилистику использовали для того, чтобы добавить фильму еще одно, дополнительное измерение, сейчас за нее хватаются как за соломинку, призванную спасти откровенно нежизнеспособные проекты. Не замечая, что «палочка-выручалочка» уже давно превратилась в черенок от лопаты, которой такие фильмы копают могилу себе и своим последователям.