Снявший «Микрокосмос» и «Птиц», Жак Перрен завершил круг, отправив камеру под воду — фиксировать собирающуюся в шары макрель и прочий сюрреализм.
«Океанами» Жак Перрен и Жак Клюзо закрыли трилогию натурных эко-блокбастеров — весьма востребованного ныне жанра, который они же и придумали, дебютировав в середине 90-х «Микрокосмосом».
Охваченными, таким образом, оказались три стихии: за похождениями сухопутных насекомых последовали «Птицы» /Peuple migrateur, Le/ (2001), теперь за пугающим эффектом присутствия — главным и всегда самым ожидаемым пунктом их программы — камеру отправили под воду, где конкурентная борьба за зрителя развита намного больше: от Перрена и Клузо требовалось тут выдумать что-нибудь такое, что перекрыло бы одним махом круглосуточные аквариумные сериалы а-ля Кусто, транслируемые по спутниковому телевидению.
У французов это получилось, пусть и не за счет рекордного числа шокирующих воображение кадров (подумаешь — летает в воздухе дельфин), а скорее большого эпического ритма, налагаемого режиссерами поверх чисто видовой документалистики, все время мутирующей у них в сюрреализм. Последнее удачно гармонирует с основным посылом фильма: тот, кто на земле чувствует себя великим реалистом, в океане превращается в рядового зрителя прекрасной непонятной драмы, где краб сражается с лангустом, дельфины вертят бочки, макрель собирается в шары, а на расстоянии вытянутой руки дрейфует безмятежная акула.